МАЗ




16 июля 1944 года первые партизанские роты решили восстановить мастерские для ремонта автомобильной техники. А месяцем позже было принято постановление Государственного Комитета Обороны об организации автосборочного завода в Минске. С того времени один из старейших и крупнейших автомобильных заводов  это Минский автомобильный завод, основная доля продукции которого приходилась на тяжелые грузовики. В 1947 году были собраны первые пять МАЗов: МАЗ 205. А в июне 1950 года эти автосамосвалы отправили за рубеж в дар польскому народу на восстановление Варшавы. Из года в год увеличивался выпуск автомобилей. Минские конструкторы смогли даже разработать такой автомобиль, который до той поры не знало мировое автомобилестроение. В марте 1957 года состоялся его выход в пробный пробег. Этот автомобиль, первый в мире сорокатонный самосвал МАЗ 530, на всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году был отмечен высшей наградой  «Гран-при».

В том же году были собраны опытные образцы автомобилей МАЗ 500 и МАЗ 503, которые пришли на смену автомобилям первого семейства. Конечно, появление новых модификаций требует затраты определенных усилий и времени. Но это не составило труда для минского автомобильного завода. В 1965 году сошел с конвейера последний автомобиль первого семейства МАЗов, в результате чего завод полностью перешел на выпуск автомобилей МАЗ 500. Он выпускал самосвалы двух основных семейств: грузоподъемностью десять тонн различных модификаций и двадцать тонн. Которые, в свою очередь, подразделялись на строительные (задняя разгрузка) и сельскохозяйственные (разгрузка на три стороны).

Семидесятые годы прошли по пути дальнейшей модернизации автомобилей, и уже в сентябре было начато производство автомобилей МАЗ 500А, а через шесть лет с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ 5549 из нового семейства автомобилей МАЗ 5335. Эти грузовые автомобили и тягачи были созданы на базе четырехосных полноприводных колесных шасси и стали незаменимыми помощниками нефтяников, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии. Также в ноябре 1970 года завод был награжден золотой медалью Лейпцигской ярмарки за автомобиль МАЗ 516.

В декабре 1974 года было создано производственное объединение «АвтоМАЗ», а в следующем году на его базе, а также на базе Белорусского и Могилевского автозаводов было создано объединение «БелавтоМАЗ». Через несколько лет этому объединению была вручена международная премия «Меркурий».

19 мая 1981 года был собран первый седельный тягач МАЗ 5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ 6422. А через два года завод был награжден золотой медалью Пловдивской ярмарки за автопоезд. Вскоре на заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. И в конце восьмидесятых создан опытный образец знаменитого концепт-кара МАЗ 2000 «Перестройка», который был представлен на Большом парижском автосалоне. В том же году состоялась демонстрация на международном салоне в Гамбурге первого трехосного Автомобиля МАЗ с двигателем западно-германской фирмы. И уже в 1996 году рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ 5440.

А спустя год с конвейера Минского автомобильного завода сошел первый магистральный тягач нового семейства МАЗ 54421. И собраны автомобили МАЗ 54402 и МАЗ 544021, которые полностью соответствовали европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок.

В конце девяностых начато производство среднетоннажных автомобилей МАЗ 4370 «зубренок», которые в 2003 году были признаны лучшими коммерческими грузовиками России. Это самые маленькие из семейства минских грузовики, которые несут на себе эмблему с изображением зубра, поэтому в народе они и получили кличку «зубренок». Машины недороги и просты в обслуживании, довольно экономичны. В общем, обладают большим количеством достоинств, но и недостатков тоже хватает, как и в любом автомобиле. Но, несмотря на некоторые конструктивные недостатки, эти грузовички пользуются повышенным спросом.

На сегодня гамма выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Нужно отметить, что большегрузные автомобили МАЗ  это автомобили, соответствующие требованиям Евро-2, Евро-3 и Евро-4 . А это немаловажно. В этих автомобилях воплотились наиболее современные, прогрессивные конструкторские решения, которые позволяют конкурировать с лучшими современными грузовиками. Поэтому так часто продукция МАЗ совершенствуется и удостаивается различных премий. Например, в 2002 году изготовлен опытный образец самосвала с трехсторонней разгрузкой. В этом же году седельный тягач 544003 в номинации «Лучший грузовик MIMS 2002» занял первое место. Спустя год автопоезд 437141 + 837300 был удостоен «Гран-при» в номинации «Лучший грузовик Автосалона 2003» на шестом Российском международном автомобильном салоне. Не следует также забывать, что продукция МАЗ продается в 50 странах мира, а сборочные предприятия работают в Литве, Египте, Иране, Вьетнаме.