Дизельные




Дизельные автомобили приводятся в движение моторами, работающими на жидком (дизельном) топливе и воспламеняющими его сжатием. Топливо подается форсункой, а смешивание с воздухом происходит внутри цилиндра. Необходимость впрыска топлива под большим давлением вызвана тем, что степень сжатия в цилиндрах таких двигателей в несколько раз выше, чем у карбюраторных. Поскольку давление и температура в цилиндре дизельного двигателя очень высоки, то происходит самовоспламенение топлива, и поджигать смесь не надо. Следовательно, у дизельных двигателей отсутствуют не только свечи, но и вся система зажигания.

В России дизельный двигатель всегда ассоциировался с трактором, хотя времена, когда дизели ставили только на сельскохозяйственную и военную технику, давно миновали. Современные дизельные двигатели на легковых автомобилях не уступают бензиновым даже в динамике, а уж по мощности и экономичности заведомо их превосходят. Но надо быть справедливыми: даже в Европе, где появление неплохих двигателей на дизельном топливе следует отнести к 60-м-70-м годам прошлого века, их переоценка начала происходить только в начале нынешнего века и наверняка лишь в связи с топливным кризисом и желанием перейти с дорогого бензина на сравнительно дешевое дизельное топливо.

И потому нынешняя популярность за рубежом дизельных автомобилей объясняется в первую очередь их экономичностью и ростом цен на нефтепродукты. Кроме того, современные дизельные двигатели сегодня значительно надежнее бензиновых и при правильной эксплуатации реже выходят из строя.

Современные дизельные двигатели на 30-40% экономичнее бензиновых аналогичной мощности. К тому же, надо учесть, что подобная экономичность сказывается на немалом увеличении так называемого запаса хода, когда при одинаковом количестве заправленного топлива дизельная машина проезжает большее расстояние, чем работающая на бензине. При этом протяженные пробеги еще больше увеличивают преимущество использования дизельных двигателей. Надо ожидать, что в будущем потребление топлива дизельными двигателями сократится. Сейчас средний по мощности дизельный автомобиль расходует примерно 8,5 литра на 100 километров пути, а к 2020 году, по прогнозам специалистов, расход снизится до 5,5-5,8 литра. Разумеется, в такой же пропорции сократится и выброс в атмосферу отравляющих веществ.

Более высокое тяговое усилие (крутящий момент), достигаемое дизельными двигателями при значительно меньшей мощности, чем у бензиновых, позволяет дизельным автомобилям перевозить прицепы большей массы, увереннее передвигаться по пересеченной местности и даже в городских условиях (с частыми остановками и на малых скоростях). Причина в том, что дизельный двигатель имеет более пологую кривую тяги (крутящего момента), причем ее пик достигается на значительно более низких, по сравнению с бензиновыми авто, оборотах. На малых скоростях передвижения лучше иметь не высокую мощность, а уверенную тягу на низких оборотах, которую и обеспечивает дизель.

Когда речь заходит о дизелях, то у многих перед глазами предстает картина: едкий удушливый дым, черными клубами валящий из выхлопных труб грузовиков и автобусов. Однако прогресс не остановить, потому едкость выхлопа и дым уже давно не являются характерными признаками дизельного двигателя и могут говорить лишь о его неисправности. Новое поколение дизельных двигателей, с этой точки зрения, гораздо безопаснее для человека. Оказалось, что дизельный выхлоп, при прочих равных условиях, гораздо менее токсичен, нежели бензиновый.

Конструкторами созданы новые дизели, выбрасывающие с выхлопами в атмосферу в два-три раза меньше токсичных газов и твердых частиц. Этого успеха удалось достичь благодаря применению различных новых технологий и приспособлений. Были использованы как фильтры, так и специальные системы, прогревающие камеру сгорания перед впрыском топлива и обеспечивающие таким образом более полное сгорание. Каждая форсунка вначале впрыскивает в камеру сгорания небольшую (предварительную) порцию топлива, задающую начало рабочего такта, а затем основную, которая сгорает в горячей камере более равномерно. В результате удалось добиться не только практически полного сгорания топлива, но и устранения характерной «жесткости» звука при работе дизеля. Он стал работать ровнее, без присущего прежним дизелям «тарахтения» и вибраций.