Эталонная защита




Агитировать за ношение мотоциклистами шлема никто не собирается. Большинство из тех, кто читает эти строки и так понимает, что мотоциклист без шлема, как космонавт без скафандра в открытом космосе. Кстати, аллегория с космическим скафандром использована не только для красного словца. При изготовлении настоящего мотошлема, как при создании космической одежды, никто не экономит и не жалеет средств на проведение различных испытаний, исследований. Честно признаемся: какие существует правила определения степени надежности у скафандров, мы не знаем. Но если у мотошлема отсутствует заветный ярлычок, свидетельствующий о прохождении данного экземпляра международной сертификации, то появляются очень серьезные основания отказаться от такого рода продукта. Голова все-таки у человека одна, и она достойна самой лучшей защиты. Заодно отметим, что сам мотошлем — продукт «одноразовый», т.е. в случае «краш-теста» он подлежит замене.

Какие же шлемы бывают?

Однослойные шлемы изготавливают из гранулированных полимерных материалов (поликарбонат, технополимер и др.). Это самые простые и доступные модели, но они тяжелы и спасают голову лишь от несильных ударов. Как правило, по этой технологии делаются «бюджетные» модели шлемов, предназначенные для езды с небольшой скоростью (например, на скутерах).

Многослойный шлем с волоконной структурой оболочки из стекловолокна и иных композитных материалов не такой тяжелый и лучше защищает голову. По этой технологии изготавливается большинство мотоциклетных шлемов, их стоимость определяется количеством слоев оболочки и материалами, из которых она изготовлена. В этой категории выбор особенно широк.

У «карбоновых» шлемов оболочка изготавливается по многослойной технологии, но одним из материалов служит карбон или арамид. Уникальная способность этих материалов совмещать высочайшую степень защиты с малой массой делает карбоновые шлемы лучшими среди всех остальных моделей, хотя при этом и достаточно дорогими.

Помимо разделения по признакам применяемых технологии и материалов, шлемы различаются конструкцией, которая, в свою очередь, определяется особенностями езды на том или ином классе мотоциклов. Различаются закрытые шлемы, шлемы с подъемным забралом (Flip-Up или модуляры), кроссовые и открытые шлемы.

Закрытые шлемы (они же шлемы-интегралы) предназначены для езды на спортивных и дорожных мотоциклах. Для этого типа характерна самая высокая степень защиты от ударов при падениях — с одной стороны, от встречного ветра и дождя — с другой. Характерная особенность интегралов заключается в том, что защитная подбородочная дуга выполнена заодно с оболочкой шлема, имеется защитное стекло. Платой за высокую степень защиты выступает немалая масса, а также не всегда эффективная вентиляция, приводящая к запотеванию стекла в ненастную погоду.

Интегралы оснащаются двухпоточной (в области лба и подбородка) либо трехпоточной (с дополнительной вытяжкой на затылке) системой вентиляции с возможностью регулировки интенсивности воздушного потока.

Шлемы-модуляры внешне очень похожи на закрытые шлемы, но отличаются тем, что подбородочная дуга вместе со стеклом (забрало) поднимается вверх. Это удобно, поскольку можно разговаривать или курить, не снимая шлема, хотя из-за этого несколько снижаются защитные свойства оболочки по сравнению с монолитной конструкцией интеграла. Практичность таких шлемов оценят мототуристы, которые ездят подолгу не снимая шлема, а также люди, носящие очки, — для дужек во внутренней оболочке есть специальные ниши. Главный недостаток модуляров — самая большая масса среди всех видов шлемов.

Кроссовые шлемы, как следует из их названия, используются гонщиками в мотокроссе и эндуро. Для этого типа присущи развитая защитная подбородочная дуга и козырек, защищающий лицо от летящей из-под колес грязи. Монолитная конструкция оболочки шлема обеспечивает высокую степень защиты, сравнимую с таковой у интегралов. А вот защитное стекло на них не предусмотрено — на кроссовый мотошлем надевают специальные очки, плотно прилегающие к нему. Система вентиляции на кроссовых шлемах обычно однопоточная.

Открытые шлемы обладают самой слабой степенью защиты, поэтому предназначены для езды с небольшой скоростью — на скутерах, мотоциклах небольшой кубатуры, чопперах. Открытые шлемы нередко оборудованы защитным стеклом (экраном), предохраняющим лицо от ветра, дождя и летящих насекомых. Этот тип мотошлемов обладает целым рядом достоинств: они легкие, дешевые, их удобно надевать. Выбор таких шлемов обширен.

А что у нас?

В России представлено много «касок» — и хороших, и китайских. Представлены такие гранды, как Shoei, Arai, Nolan и AGV. Расскажем о продукции AGV. Интересна она тем, что именно в шлемах AGV прославленный Valentino Rossi начал свою карьеру мотогонщика в МотоGP и завоевал 7 чемпионских титулов. В общем, история у компании AGV богата победами и достойна отдельной книги.

Семейство шлемов Street Road, выпускаемых фирмой AGV под брендом MDS, пополнится моделью Modular 1 из термопластика HIR-TH. Главные особенности Modular 1 — компактность и универсальность. Шлем пригоден для использования как в городе, так и в дальних путешествиях. Складную «челюсть» давно по достоинству оценили мотофотографы и райдеры, имеющие страсть к курению. Modular 1 оснащен вентиляционными отверстиями спереди и на защите подбородка, съемной внутренней частью и ремешком с системой быстрого открывания. Предлагается в двух цветах: Black Mat и Silver.

Абсолютно новые шлемы Вlade и Вlade LХ снабжены фронтальной и боковой вентиляционными системами. Визор с поликарбонатным покрытием окажет достойное сопротивление появлению мелких царапин. К слову, механизм крепления XQRS (Супербыстрая Система Освобождения) позволяет проводить смену визора без специального инструмента всего за несколько секунд.

Новый шлем GP-Tech имеет три размера внешней оболочки, выполненной по технологии SSL. Он изготавливается с использованием фибергласа, кевлара и карбона. Для обеспечения наилучшей вентиляции и снижения аэродинамического сопротивления вентиляционная система имеет широкие каналы и интегрирована в оболочку (три вентиляционных отверстия расположены спереди и пять — сзади).

Во избежание отсоединения визора при падении его крепления оборудованы защитным механизмом. Защиты носа и подбородка от ветра — съемные. Внутренняя часть шлема изготовлена из материала CooL Max, обладающего высокой впитывающей способностью. В области щек проложен материал из микрофибры. Внутренняя часть шлема, конечно, полностью съемная. Визоры в моделях GP-Tech — поликарбонатные, защищены от царапин, запотевания и образования на них капель.