Лизинг в России: обобщение опыта




На бытовом уровне лизинг часто воспринимают как разновидность кредитования. Лизингополучатель в момент заключения договора лизинга действительно получает своеобразный кредит, только не в виде денег, а в виде стоимости приобретенного для него предмета лизинга — транспортного средства. Но это лишь начало. Далее в течение нескольких лет срока действия договора взаимоотношения сторон включают в себя множество других аспектов. Лизинг соединяет в себе признаки не только кредита, но и долгосрочной аренды, а также сделки по купле-продаже. Обращаясь с заявкой на лизинг, лизингополучатель тем самым просит лизинговую компанию приобрести для него определенную технику у выбранного им продавца и передать ему этот предмет лизинга во временное владение и пользование. Что лизингодатель и делает при заключении договора. Основной интерес лизинговой компании заключается в ежемесячных лизинговых платежах, и если они исправно выплачиваются, то по окончании договора техника переходит в собственность лизингополучателя.

Наиболее распространенным сроком договора лизинга являются 2–3 года. Размер авансового платежа на сегодняшний день составляет в среднем 20–30 % от первоначальной стоимости техники. Теоретически все расчеты по лизингу должны строиться от цены продажи техники. Однако в жизни, как говорится, возможны варианты. Например, если у производителя имеются специальные программы скидок для лизинговой техники, то автомобиль, приобретаемый для целей лизинга, может стоить на несколько процентов дешевле. Если скидка составляет 2–3 %, то это, безусловно, приятно. У некоторых производителей скидки могут доходить до 10–12 %! Столь значительные скидки более характерны для легковой техники, но и в мире грузовиков специализированные программы тоже существуют. Большинство производителей грузовой автотехники (таких как MAN, Mercedes-Benz, Scania, Volvo Trucks, Renault Trucks, Iveco) имеют сегодня на территории России свои финансовые подразделения, которые готовы предложить более выгодные условия финансирования.

Другая математика начинается в тех случаях, когда предметом лизинга является техника, приобретенная у российских продавцов, торгующих автомобилями без поддержки со стороны заводов на свой страх и риск. В некоторых компаниях стоимость техники, приобретаемой по лизингу, может быть на 3–4 % выше, чем при прямой продаже. Такая «наценка» является следствием более жестких, по сравнению с обычными покупателями, требований лизинговых компаний к продавцам: времени на оформление сделки уходит больше, требования к гарантиям, условиям поставки — выше, ответственность за некачественную поставку — значительнее. Законность такого подхода к ценообразованию сомнительна, но эта практика есть и, видимо, какое-то время еще будет существовать на российском рынке.

Согласно Федеральному закону «О лизинге», предмет лизинга может учитываться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя. Та сторона договора, на чьем балансе учитывается предмет лизинга, уплачивает налог на имущество. Размер налога 2,2 % рассчитывается от стоимости имущества. Стоимость же имущества по бухгалтерскому и налоговому учету может сокращаться значительно быстрее, чем обычно, — за счет ускоренной амортизации. Независимо от того, на чьем балансе находится лизинговое имущество, стороны вправе ее применять. А если еще лизингополучатель находится на упрощенной системе налогообложения и вообще не должен уплачивать налог на имущество, тогда в расчеты может быть заложена значительная экономия по налогам на законных основаниях.

Благополучное окончание договора лизинга — это не только право собственности на относительно свежий автомобиль, но и положительная кредитная история. Если у такого лизингополучателя появляется потребность в новой автотехнике, его заявка будет рассматриваться по упрощенной процедуре, а стоимость услуг лизинга «по второму кругу» почти наверняка будет дешевле. Так что хорошая финансовая дисциплина в прошлом может принести ощутимый экономический эффект в будущем.