Карбюратор




Предок нынешнего карбюратора появился в начале прошлого века. Это было первое устройство подачи топлива в двигатель, использовавшее принцип эжектирования топлива, и оно с легкостью превзошло всех имевшихся конкурентов. (Эжектирование — струйный впрыск топлива, происходящий при создании у сопла трубки, погруженной другим концом в топливо, области пониженного давления.) Со временем требования по параметрам впрыска топлива росли, и скоро примитивный карбюратор стал достраиваться устройствами, позволяющими достигать лучших показателей. В ходе его совершенствования появились система холостого хода, экономайзер, ускорительный насос, пусковые приспособления.

К тридцатым годам XX века в автомобильном карбюраторе уже наличествовали все устройства и подсистемы, использующиеся сегодня. При достаточно невысоких требованиях к экономичности, а тем более к токсичности этих приспособлений было достаточно. Но вот подошли годы 80-е, а с ними мировой кризис индустриализации, обернувшийся, в частности, топливными и экологическими проблемами. Автомобиль оказался причастным ко многим из них, и отношение к нему изменилось. Эту привычную машину нужно было качественно совершенствовать, чтобы не пришлось от нее отказываться. И механическими средствами достичь такого улучшения оказалось невозможно. Выручила электроника, позволяющая, хоть и с трудом, держаться карбюратору на плаву.

К концу XX века карбюраторы еще преобладали в автомобилях, но они очень сильно изменились. Это уже не просто карбюраторы, а сложнейшие устройства, насыщенные вспомогательными, корректирующими элементами, в которых с трудом узнаются привычные узлы и системы! Наверняка можно утверждать, что больше ни одна фирма, ни один изобретатель не возьмутся за разработку новой модели карбюратора

Но с принципом работы карбюратора все же ознакомиться нужно, ведь еще немало автомобилей, оснащенных этим устройством, бегают по земле, развозя людей и грузы.

Итак, горючая смесь для двигателя готовится в карбюраторе. Его действие основано на принципе пульверизации: воздух, проходя с большой скоростью у вершины трубки, погруженной в жидкость, создает разрежение (зону пониженного давлении), в результате жидкость из-за внутреннего давления в емкости поднимается по трубке и распыляется струей воздуха.

Схематически карбюратор можно представить в виде двух соединенных частей — поплавковой и смесительной камер. Поплавковая камера нужна для поддержания постоянного уровня и напора топлива в карбюраторе. На рычаг полого поплавка, плавающего на поверхности топлива, опирается игольчатый клапан. При заполнении поплавковой камеры бензином до требуемого уровня поплавок прижимает игольчатый клапан к седлу, прекращая дальнейшее поступление топлива. При понижении уровня поплавок опускается, и игольчатый клапан вновь позволяет топливу течь в поплавковую камеру.

Смесительная камера объединена с цилиндром двигателя трубопроводом, через который, при такте впуска и открытом впускном клапане, разрежение, получаемое в цилиндре после выпуска отработавших газов, создается и в смесительной камере. Через нее в цилиндр устремляется поток воздуха. Под действием разности давлений в поплавковой и смесительной камерах карбюратора из распылителя (трубки из поплавковой камеры) вытекает бензин. Одновременно через смесительную камеру проходит поток воздуха, скорость которого в ее суженной части, у распылителя, наибольшая — до 150 м/с. Капли бензина, попадая в воздушную струю, разбиваются, испаряются и, смешавшись с воздухом, превращаются в горючую смесь. Уровень топлива в поплавковой камере понижается, поплавок опускается, и топливо вновь поступает в поплавковую камеру.