ГАЗ




В 1932 году появился первый грузовик, построенный буквально за восемнадцать месяцев НГАЗ АА. А первой серьезной его разновидностью стал в 1934 году ГАЗ ААА, который использовали в армии для установки вооружения и специального оборудования. В 1938 году создана новая модель ГАЗ ММ, тогда же выпустили первые отечественные газобаллонные грузовики ГАЗ 44.

В 1938-42 гг. выпускали полугусеничные грузовики ГАЗ 60. А уже в 1946 году началось производство ГАЗ 51, который стал основой для многих последующих модификаций. Грузовые автомобили третьего поколения, выпускавшиеся в 1962-92 гг. (ГАЗ 56 и 62) наследовали ряд узлов и агрегатов от моделей второго и даже первого поколений.

Почти у каждого отечественного автомобиля есть своя персональная кличка. Например, ГАЗ 66 среди армейских водителей тоже получил свою кличку  «Шишига» (от нумерации модели). Небольшой маневренный армейский грузовик стал любимым автомобилем водителей, благодаря своей неприхотливости, надежности, простоте, а главное проходимости. Производство «Шишиги» началось с 1964 года и продолжалось аж до 1999 года. За это время она не раз сменила модификацию. Высокую проходимость этого грузовика обеспечивали не только одинаковая колея передних и задних колес с широкопрофильными шинами и большой дорожный просвет. Удачное сочетание таких инженерных решений, как система подкачки шин на ходу, самоблокирующие дифференциалы кулачкового типа, лебедка, 8-ступенчатая трансмиссия, сделало «Шишигу» незаменимым автомобилем для работы в условиях бездорожья. К тому же автомобиль имел низкий центр тяжести и довольно большой запас мощности. Установленный на «Шестьдесят шестой» 8-цилиндровый двигатель ЗМЗ 66-06 развивал мощность 115 л.с. (после модернизации 120 л.с.). Это позволяло грузовику идти по шоссе со скоростью до 90 км/час, преодолевать брод глубиной до 1 метра.

Непосредственным предшественником «шишиги» был грузовик повышенной проходимости ГАЗ 63  это одна из самых распространенных машин в Советской Армии в пятидесятые годы. Серийное производство «шестьдесят третьей» началось в 1948 году и продолжалось более двадцати лет. На базе этой модели был создан целый ряд армейских автомобилей, как общего, так и специального назначения  от автомобиля для перевозки личного состава до боевой машины реактивной артиллерии. Она также послужила основой для создания в 1950 году колесного бронетранспортера БТР-40.

Из автомобилей-грузовиков современности нужно отметить ГАЗ 3307, производство которого началось в 1990 году, он является представителем четвертого поколения грузовых автомобилей Горьковского автозавода. Эта модель предназначена для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуется высокими технико-эксплуатационными показателями. Автомобиль имеет цельнометаллическую двухместную кабину капотного типа, с панорамным стеклом, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления. В кабине рациональное размещение органов управления, современная по конструкции панели приборов, мягкая обивка дверей и внутренних панелей, регулируемые сиденья, оснащенные ремнями безопасности. По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем. Платформа  с деревометаллическим основанием и тремя откидными бортами, предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента.

Такой автомобиль повышенной проходимости, как ГАЗ 3308 «Садко» удачно сочетает в себе выдающиеся внедорожные качества легендарного армейского автомобиля «Шишига» с удобствами транспортного автомобиля модели «ноль седьмая». Благодаря наличию межколесных дифференциалов повышенного трения, автомобиль может преодолевать подъемы крутизной до 31 градуса. При этом он обладает хорошими динамическими характеристиками и развивает максимальную скорость до 100кмч. Автомобиль имеет однокатную ошиновку передних и задних колес. На машину устанавливаются шины радиальной конструкции с протектором повышенной проходимости. «Садко» оборудуется бензиновыми и дизельными двигателями, 5-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной коробкой, коробкой отбора мощности. Рулевое управление с гидроусилителем и двухконтурная тормозная система с гидровакуумным усилителем и регулятором тормозных сил значительно упрощают работу водителя и, тем самым, снижают его утомляемость в пути. Помимо «коммерческого» варианта имеется и «армейский» вариант «Садко». Он отличается от первого тем, что имеет в стандартной комплектации системы регулирования давления в шинах, а также пневмовыхода на тормозную систему прицепа и лебедки. Кроме того, на автомобиле «армейской» модификации устанавливаются шины большей размерности. Проходимость машины при этом еще возрастает за счет того, что увеличиваются клиренс (расстояние от земли до самой нижней точки автомобиля, не считая колес), радиус продольной проходимости, а также углы съезда и въезда. Возросшая допустимая нагрузка на шину позволяет повысить и грузоподъемность автомобиля. «Армейский» вариант «Садко» может служить не только как автомобиль для перевозки грузов и людей, но и как мощный тягач для транспортировки армейского снаряжения и вооружения. Еще одна модификация «Садко» это дизельный полноприводный автомобиль, который идеально подходит для использования в качестве аварийно-ремонтной мастерской и другой специальной техники. Автомобиль «Вепрь» продолжает модельный ряд семейства грузовых полноприводных автомобилей «Садко». Он сделан с цельнометаллическим, трех- или пятидверным кузовом. «Вепрь» сохраняет все достоинства автомобиля «Садко»: проходимость, маневренность, удобство кабины. Сохранены все ключевые моменты: пятискоростная коробка передач, раздаточная коробка, система регулирования давления воздуха в шинах, радиальные шины, лебедка с механическим приводом и т.д. Скорость автомобиля 100 кмч, проходимость достигнута установкой дизельного двигателя. Автомобиль может буксировать прицеп полной массой 2т. Он предназначен для эксплуатации в труднопроходимой местности со сложными погодными условиями, температура воздуха может составлять от -50 до +50°С, а также на высоте 4500 м. В пассажирском варианте число посадочных мест, включая водителя , 11 человек. Возможен грузопассажирский вариант: 5 человек и 1,5 т груза. Микроклимат в кабине и в салоне «Вепря» достигается за счет установки основного отопителя кабины, автономного отопителя под передним сиденьем и дополнительного в салоне. Установка двух люков в крыше салона позволяет обеспечить дополнительную вентиляцию кузова. Люки также могут использоваться как запасной выход или для стрельбы.

Автомобиль повышенной проходимости «Земляк» (ГАЗ 33086) можно образно представить как ГАЗ 3307 или «Садко» на колесах «ноль седьмого», потому что по техническим характеристикам «Земляк» находится между двумя этими моделями: грузоподъемность 4 т (как у «ноль седьмого»), что в два раза больше, чем у «Садко». А проходимость выше, чем у «ноль седьмого», зато ниже, чем у «Садко». «Земляк» обладает преимуществами: возможность перевозить 4 т груза по любым дорогам (но не по бездорожью); повышенная устойчивость движения по обледенелым и заснеженным дорогам; низкие эксплуатационные расходы в сравнении с автомобилями высокой проходимости; высокая степень схожести с серийными автомобилями. Данные автомобили широко применяются в Европейских странах в коммунальном хозяйстве, строительстве и армии.

Грузовые автомобили ГАЗ 3309 предназначены для перевозки различных грузов весом до 4,5 т по дорогам всех технических категорий, в том числе по грунтовым дорогам. Этот автомобиль широко применяют сельскохозяйственные предприятия, коммунальные службы, армия. Он имеет откидные борта для удобства погрузки и два отдельных пассажирских места рядом с водителем, сиденья которых оборудованы ремнями безопасности. Кабина оборудована системами отопления и вентиляции, обеспечивающими высокий комфорт водителю в любых климатических зонах. При желании может быть установлен тент. ГАЗ «ноль девятый» в отличие от «ноль седьмого» имеет дизельный 4- и 6-циллиндровый двигатель жидкостного охлаждения.

Еще одна модель грузового автомобиля  это «Егерь 2» (ГАЗ 3225), оснащена грузовой платформой для перевозки различных грузов массой до 1500 кг по дорогам общего пользования, а также в условиях бездорожья. Кроме того, в кабине может размещаться до пяти человек. Автомобиль предназначен для использования различными организациями и службами, в том числе армией, МЧС, нефте- и газодобывающим комплексом, а также в лесном и сельском хозяйстве и других отраслях промышленности. В качестве дополнительного оборудования на автомобиль могут быть установлены лебедка и люк в крыше кабины.