- Главная
- История создания
- Устройство автомобиля
- Функции автомобилей
- Классификация автомобиля
- Автомобили по типу топлива
- Высокоскоростные авто
- Гоночные автомобили
- Тюнинг автомобиля
- Самые ... автомобили
- Марки автомобилей
- Российские машины
- Иностранные машины
- Каталог автомобилей
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы
- Скутеры
- Статьи
- Карта сайта
- Обратная связь
КРАЗ

После окончания войны Советский Союз начал заново, с новыми силами отстраивать разрушенные города, мосты, дороги, здания. Естественно, без техники обойтись никак было нельзя, поэтому возникла необходимость в появлении грузовиков, самосвалов, лесовозов и других разновидностей автомобилей и автомобильных запчастей. Поэтому в 1958 году было принято решение возвести завод на территории Украины в городе Кременчуге. Однако строительство завода началось еще в тридцатые годы, и делать там собирались не автомобили, а самолеты. Но помешала война. После освобождения города на заводе стали выпускать мостовые пролетные конструкции, что продолжалось до 1956 года.
На данный момент этот завод известен под названием «КрАЗ» и занимается он производством автомобилей. За довольно короткий срок страна получила огромные результаты. Два первых автомобиля КрАЗ были собраны в апреле 1959 года, это были самосвалы 222, которые получили название «Днепр», но это название не прижилось и грузовикам, выпускаемым в Кременчуге, вскоре была присвоена принятая в советском автомобилестроении маркировка с традиционным «АЗ» на конце. Так появилась новая марка грузовых автомобилей КрАЗ. На сегодняшний день Днепр восстановлен и выступает как украшение заводского музея.
Силами сплоченного, высококвалифицированного коллектива в мае 1959 года сошел с конвейера первый десятитонный самосвал. КрАЗы первых поколений в народе прозвали «деревянными» за «деревянную» кабину. На самом деле кабина была вовсе не деревянной, а деревометаллической. Каркас кабины состоял из многослойной березовой фанеры, защищенной специальной пропиткой от гниения, а снаружи покрывался металлическими листами. Удивительно, зато зимой было тепло. Тем не менее, требованиям времени такая кабина уже не соответствовала, поэтому необходимо было использовать кабину уже освоенную в производстве другими автозаводами Советского Союза. В результате на первых опытных образцах были установлены кабины от Урала и ЗИЛа. Однако, к сожалению или к счастью, так и не прижились. Первые образцы автомобилей КрАЗ приняли участие в праздничных демонстрациях в Полтаве и Кременчуге.
В том же году освоен выпуск двенадцатитонных грузовиков КрАЗ 219 и автомобилей повышенной проходимости. Вскоре с конвейера сошел первый автомобиль в тропическом исполнении. Вообще модельный ряд автотехники КрАЗ включает 27 базовых моделей и более 150 модификаций двух-, трех- и четырехосных автомобилей, среди которых львиную долю составляют самосвалы грузоподъемностью от 13,5 до 25 тонн. Нескольким самосвалам, как истинным работягам, присвоены имена, соответствующие рабочим профессиям «Прораб», «Бригадир» и «Горняк». Максимальная скорость Прораба составляет 70 кмч. Что касается Бригадира, то он предназначен для перевозки сыпучих грузов и его грузоподъемность достигает 25 тонн в отличие от Горняка, грузоподъемность которого достигает 15 тонн. Существует также комбинированная дорожная уборочная машина, которая тоже имеет свое название «Шляховик», иными словами дорожник. Автомобили имели такой успех, что очень быстро вошли в мировой рынок. Первые из них были экспортированы в Аргентину, Афганистан, Болгарию, Китай, Индию, Финляндию. А уже в 1961 году на экспорт было отправлено около 500 автомобилей в 26 стран мира. Во второй половине 61-го года собраны первые образцы самосвала КрАЗ 256 грузоподъемностью 12 тонн, бортового автомобиля общего назначения 257, автомобиля шасси и седельного тягача. В 1967 году на Норильском горно-обогатительном комбинате испытан самосвал 256В.
В конце шестидесятых начат выпуск автомобилей-лесовозов. А в начале семидесятых автомобили КрАЗ покупали уже в 40 странах мира. Вскоре в военных кругах СССР появилась идея перевести некоторые виды вооружения с колес на гусеницы. В итоге автозаводу было поручено разработать семейство армейских автомобилей под кодовым названием «Открытие». В результате с трехосниками и автопоездами никаких проблем не было, а вот четырехосники пришлось разрабатывать с нуля. В течение последующих лет военные несколько раз меняли требования к перспективным машинам, в результате чего на свет появлялись все новые и новые образцы четырехосок. А к концу восьмидесятых КрАЗовская четырехоска уже представляла собой абсолютно оригинальный автомобиль с двигателем за кабиной. Абсолютно новой стала и кабина, которую оснастили тремя пуленепробиваемыми ветровыми окнами, адаптировали для установки навесной брони. В декабре 1989 года точка зрения военных опять поменялась, в результате чего требования к автомобилям были ужесточены. Заводу требовалось опять создавать чуть ли не новый автомобиль. Но с распадом Советского Союза закрылась тема «Открытие».
В 1992 году начался серийный выпуск автосамосвалов (для перевозки сыпучих и навалочных грузов по всем видам дорог), двадцатитонных самосвалов и тягачей. Годом позже собраны двухосные седельные тягачи. За то, что завод выпускает автомобили, которые соответствуют мировым стандартам, им был получен приз «Дуга Европейской Золотой Звезды» (Мадрид).
В 1994 году начался выпуск седельного тягача высокой проходимости, бортового автомобиля и длиннобазового автомобиля высокой проходимости. Также производились и автобетоносмесители, предназначенные для доставки отдозированных компонентов бетонной смеси с приготовлением ее в пути следования на строительный объект с перемешиванием во время транспортировки. В 1995 году собран и впервые демонстрировался двухосный бортовой автомобиль. Через год начался выпуск сортиментовоза и автомобиля самосвала грузоподъемностью 16 тонн. А в 1998 году собран самосвальный автопоезд в составе седельного тягача. Завод еще не раз награждался премиями за лучший отечественный автомобиль, что говорит о высоком качестве производимой продукции. Наконец в 2001 году были окончательно собраны четырехосные автомобили. Годом позже вышел первый опытный образец автомобиля с правым рулем модели КрАЗ 6333.
В настоящее время функционирование практически любой отрасли экономики не представляется возможным без специализированного транспортного обеспечения. Поэтому КрАЗ является лидером по удовлетворению таких потребностей в Украине, а значительная часть его продукции, например, автомобильные запчасти, изготавливается специально для российских заказчиков. Основными потребителями спецтехники и автомобильных запчастей КрАЗ являются строители, нефтяники и газовики, работники сельского и лесного хозяйств, муниципальных служб.