На газе




Ученые считают, что максимальный вред выбросами газов в атмосферу наносят именно автомобили. Вывод напрашивается сам: лучшее на сегодня горючее для автомобилей — сжиженный пропан-бутан (пропан-бутановая смесь образуется в процессе нефтепереработки как побочный продукт при получении таких видов топлива, как бензин или солярка), по многим характеристикам превосходящий привычные виды топлива, экологически чистый и относительно дешевый. В развитых странах число автомобилей, работающих на газе, существенно превышает долю работающих на бензине.

Газобаллонное оборудование может быть смонтировано практически на любом карбюраторном и инжекторном автомобиле с двигателем, имеющим жидкостное охлаждение, дополнительно к основной системе питания. Такое переоборудование не требует изменения конструкции автомобиля, оставляет возможность использования в качестве топлива, как бензина, так и газа. При низких температурах двигатель заводится на бензине, затем переключается на газ. Переход от одного вида топлива на другой осуществляется с помощью переключателей из салона автомобиля.

В чем же плюсы применения газа в качестве автомобильного топлива? Газ, при равном объеме с бензином, обеспечивает больший запас хода. Цилиндропоршневая группа двигателя служит дольше: газ не смывает масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что способствует полному его сгоранию, а потому меньше образуется нагара и менее вредный выхлоп. Вследствие этого двигатель на газе работать мягче и ровнее.

При всем том у пропан-бутана, применяемого в качестве моторного топлива, немало и недостатков. У двигателя, использующего сжиженный газ, несколько ниже мощность, газ опаснее, чем бензин, система питания газом двигателя требовательнее к качеству топлива. Но газ привлекает меньшей токсичностью отработавших газов и, разумеется, относительной дешевизной.

По оценке специалистов ВАЗа, задача применения газа в качестве топлива для легковых автомобилей этого завода весьма сложна и ответственна. Сегодня там еще не могут предложить автомобиль на газе с такими же потребительскими свойствами и безопасностью, как у бензинового. Давно известны такие слабые места, как недостаточная долговечность выпускных клапанов двигателя, затруднения при холодном пуске, снижение мощности, сложность регулировок при широком разбросе состава и детонационных свойств газа. Кроме того, автовладелец при приобретении машины с двигателем на газе должен руководствоваться особыми правилами эксплуатации машины, необходимостью периодических проверок и т.д.

Из газов, используемых в качестве топлива автомобилей, применяются не только сжиженные пропан-бутан или метан. Большие надежды возлагаются на водород — топливо, пока не так широко распространенное, но имеющее широкие перспективы. Водород абсолютно безвреден для окружающей среды — при сгорании он превращается в водяной пар.

Стоимость водорода зависит от способа его получения и пока достаточно высока: себестоимость одного килограмма водорода в США — 2-5 долларов, в то время как метана — менее 0,5 доллара за килограмм. В будущем возможно снижение цены до 2-2,5 доллара, включая доставку и хранение. Водород в настоящее время в основном применяется в технологических процессах производства бензина и для производства аммиака. США ежегодно производят около 11 миллионов тонн водорода, что достаточно для годового потребления примерно 35-40 миллионами автомобилей.

Однако, как бы то ни было, к концу 2006 года во всем мире функционировало уже более 140 водородных автомобильных заправочных станций. И планы по расширению сети водородных заправок впечатляют. К 2010 году в Калифорнии (США), на главных шоссе штата планируется строительство 200 заправочных станций. «Hi Way Initiative» — название шоссе со строящимися водородными заправочными станциями в штате Нью-Йорк (США), «Водородный коридор» — 900 км автомагистралей с водородными заправками между Монреалем и Виндзором (Канада), «HyNor» — «водородное» шоссе между норвежскими городами Осло и Ставангер (580 км), которое будет пущено еще до 2008 года. Это только самые крупные. Заправочные станции строятся в Сингапуре, Японии, большое количество — в США и Канаде. Компания General Motors заявляла о возможных планах строительства 12000 водородных заправочных станций в городах США и вдоль главных автострад. Стоимость проекта компания оценивает в 12 млрд. долларов.

В России тоже делаются попытки «водородизации» автомобилей. В 2006 году российская компания «Норильский никель» купила контрольный пакет акций американской фирмы Plug Power — лидера в области научных исследований, связанных с водородной энергетикой. Предполагается, что в 2008 году, на основе российских и американских разработок, и в России начнется производство водородных энергетических установок. «Норильский никель» и компания «Интеррос» планировали начать строительство соответствующего завода в 2007 г. Российская компания вложила в разработку водородных установок 70 млн. долларов, и уже есть не только лабораторные, но и действующие образцы, на внедрение которых уйдет несколько лет. Начало промышленной реализации «водородного проекта» намечено на 2008 год.