Смешанный тип




Высокие цены на нефть и постоянное повышение требований к экологичности автомобилей вызвали нешуточный спрос на машины, работающие на альтернативных видах топлива, и не только на электричестве. Одни автомобилисты заправляют свои машины сжиженным газом, другие пытаются освоить электромобили, а третьи вознамерились вернуться к знакомому, но изрядно подзабытому биотопливу. Четвертые считают, что в автомобиле должно использоваться всё — и горючее из нефти, и газ, и биотопливо, и солнечная энергия. Например, японская компания Toyota объявила о намерении к 2007 году увеличить объем производства гибридных автомобилей (автомобилей, оснащенных одновременно двигателем внутреннего сгорания и электромотором) до 300 тысяч в год, а к 2012 году вообще перейти исключительно на выпуск гибридов.

Растительные масла пытались применять в качестве горючего еще в XIX веке. Однако двигателей, способных их переработать с желаемой отдачей, в те времена не существовало — только через полвека мотор, работающий на арахисовом масле, сконструировал немец Рудольф Дизель. Его фамилией и называются с тех пор все моторы такого типа, хотя значительно и регулярно модернизируемые, но сохраняющие первоначальный принцип действия. Да и биотопливо в те времена было значительно дороже солярки, так что уже в 20-е годы прошлого века производители дизельных двигателей полностью перешли на более дешевое горючее. И все-таки через 70 лет автомобильные компании вернулись к подзабытой идее, и уже в 1990-х начался напряженный поиск новых технологий производства биотоплива. В результате на мировом рынке топлива появился так называемый «биодизель» — как правило, метиловый эфир, который получали из различных растительных жиров.

В Германии в топливо для дизелей добавляют продукт, полученный из рапсового масла, и используют смесь метилового эфира с соляркой в соотношении 3:7. Так как биотопливо в этой стране считается экологически чистым и на него не распространяется так называемый экологический налог, оно значительно дешевле обычного дизельного. Однако на нем могут работать практически все современные дизельные двигатели.

В США разработчики продвигают идею перевода автомобилей на спирт и растительное масло, для получения которых годится переработанная биомасса любого органического вещества растительного или животного происхождения. На ее основе уже изготавливаются горючий газ и этиловый спирт (этанол). Плюс для производства топлива из биомассы и в том, что исходным сырьем может послужить всё что угодно, в том числе пищевые и бытовые отходы и различные сельхозкультуры. Перевод двигателей на биотопливо пойдет на пользу и сельскому хозяйству, ведь выращивание культур, из которых его вырабатывают, стимулирует восстановление истощенных земель.

Однако компания Daimler-Chrysler пошла своим путем и начала выпуск и синтетического дизельного горючего, которое разработчики назвали «биотроль». Оно вырабатывается из древесных отходов, а при его сгорании в атмосферу вообще не выбрасывается углекислый газ. «Биотроль» также нуждается в смешивании с традиционным дизельным топливом — этим улучшаются его экологические показатели при сгорании.

Пока одни ученые ищут замену продуктам нефтепереработки, перегоняя в горючую жидкость растительное сырье, другие уже успели доказать, что для окружающей среды биодизельное топливо в 10 раз вреднее, чем обычная солярка. Заявление об этом сделали инженеры компании Volvo после того, как Британская ассоциация биотоплива назвала биодизель «топливом будущего». По данным их исследований, в результате сгорания биодизель выбрасывает в атмосферу окиси азота на 40% больше, чем обычная солярка.

Дилемма обсуждается в ученых кругах. Как всегда бывает с любым изобретением, и у биотоплива как достаточно много сторонников, так и значительное число противников. Разумеется, никто не возражает против чистого воздуха и дешевого топлива. Но так не бывает, чтобы «и волки сыты, и овцы целы». Видимо, нужен определенный компромисс и, само собой, дополнительные исследования. Но самое главное то, что, в отличие от нефти, растительному сырью не грозит истощение, и самый экономичный автомобиль будущего, вероятно, будет заправляться продуктами жизнедеятельности человека.