80-летие грузовиков VOLVO




В октябре 2007 г. на Амстердамском салоне грузовиков компания АВ Volvo отпраздновала свое 80-летие, представив на обозрение публики юбилейный седельный тягач FH Anniversary Truck. Так она напомнила о втором важном событии в своей истории — зимой 2008 г. производству грузовых автомобилей исполнилось 80 лет. Фирма Volvo начала свою деятельность в апреле 1927 г. с выпуска легковых автомобилей, а в октябре того же года было принято решение о создании легких грузовиков.

Первой в нескончаемой череде грузовых машин Volvo стала 1,5-тонная серия 1 (впоследствии — LV40), сошедшая с конвейера завода в Гётеборге 20 февраля 1928 г. Грузовик получил 4-цилиндровый 28-сильный мотор DA от легкового «первенца», двойную главную передачу заднего моста и закрытую кабину, обогреваемую от системы охлаждения двигателя. Автомобиль оказался простым, прочным и неприхотливым, предлагался с двумя размерами колесной базы (3 300 и 3 700 мм), развивал скорость до 50 км/ч и потреблял всего 15 л бензина на 100 км. Он имел огромный успех: пробная серия из 500 машин была раскуплена за шесть месяцев. В конце 1928 г. начался выпуск серии 2 (модели LV44 и LV45) с расширенной колеей (с 1300 до 1460 мм) и простой главной передачей. На первых грузовых шасси устанавливались различные бортовые платформы, фургоны и самосвальные кузова с ручным подъемником. Они послужили базой для лесовозов и автобусов. С появлением в 1929 г. 6-цилиндрового двигателя DB мощностью 55 л. с., созданного путем добавления к рядной «четверке» еще двух цилиндров, родилась 2-тонная грузовая серия 3 (модель LV60) с гидроприводом колесных тормозов. К 1932 г. она выпускалась уже в шести вариантах, а седьмым стал первый трехосный грузовик компании (модель LV64LF) с удлиненной рамой и третьим поддерживающим мостом. На его базе строили грузопассажирские автобусы для доставки пассажиров и почты в отдаленные горные поселки. Успех первых грузовиков Volvo во многом предопределил будущую основную специализацию фирмы.

В 1930-е гг. компания активно занималась расширением грузовой программы, созданием новых автомобилей и силовых агрегатов. К тому же периоду относятся многочисленные простые и прочные двух- и трехосные капотные серии LV66/LV68, LV70/LV78 и LV81/LV86 грузоподъемностью от 2,0 до 7,5 т, оснащенные первым верхнеклапанным 6-цилиндровым мотором мощностью 75 л. с. Модели LV71 и LV73 впервые стали поставлять на экспорт. В 1935–1936 гг. «стандартная» грузовая серия LV81/LV95 первой приобрела аэродинамичные формы капота и крыльев, а рабочее место водителя было сконструировано с учетом требований эргономики. К концу десятилетия грузовики LV180, LV190 и LV290 уже могли перевозить до 10 т груза. За характерный удлиненный капот, под которым стояли двигатели мощностью 90–130 л. с., они вошли в историю как «длинноносые». Титул «остроносые» заслужило легкое семейство LV101/LV103, а «круглоносая» серия наиболее удачных средних грузовиков LV120/LV220 с американизированным округлым стилем капота до 1954 г. была выпущена в огромном по тем временам количестве — 40 тыс. экземпляров. Во второй половине 1930-х гг. из ворот завода Volvo выходили грузовые машины двенадцати базовых серий в сорока исполнениях мощностью от 50 до 140 л. с.

Важным этапом в создании грузовиков новой концепции стал выпуск в 1933 г. бескапотной модели LV756 полной массой 5,3 т. Двигатель мощностью 65 л. с. располагался внутри кабины за сдвинутой вперед передней осью, что придавало машинам курносый облик, которому потом подражали многие компании. Большим достижением считалось внедрение в 1933 г. 6-цилиндрового многотопливного двигателя (конструкции Йонаса Хессельмана), способного работать на разных сортах недорогого тяжелого топлива, на генераторном газе или низкосортных маслах. Для этого на базовом бензиновом моторе требовалось заменить систему питания, поршни, впускные трубопроводы и установить топливный насос высокого давления. Силовые агрегаты Хессельмана мощностью 120 л. с. устанавливались на нескольких моделях грузовиков Volvo, но широкого развития не получили, зато стали основой для последующих разработок дизельных двигателей. К концу 1930-х гг. компания Volvo стала одним из лидеров и законодателей технического прогресса в грузовой области, а также уверенно вошла в престижный ряд изготовителей тяжелых машин.

Вторая мировая война практически не отразилась на плодотворном развитии фирмы Volvo из нейтральной Швеции. Она продолжала выпускать гамму из 24 версий коммерческих машин — от 1,5-тонной модели LV101 до 8-тонных грузовиков LV290 мощностью 140 л. с., включая обширную «круглоносую» гамму LV140. Правда, в арсенале Volvo имелись и более серьезные разработки, готовые при необходимости заменить гражданскую технику на конвейере. Это были армейские машины с колесными формулами 4x4 и 6x6, джипы, полугусеничные тягачи, бронеавтомобили и легкие танки. К счастью, разворачивать их массовое производство не пришлось.

Сразу же после войны грузовую гамму возглавили пикапы PV61 на легковом шасси, а также семейство фургонов PV830 вагонной компоновки, получивших за специфическую внешность прозвище «тупоносые». Важнейшим же достижением этого периода стало создание осенью 1946 г. первого предкамерного 6-цилиндрового дизеля VDA (95–100 л. с.), который дал жизнь новой «круглоносой» гамме LV150 полной массой 8,5–11,5 т. На последующих сериях L245/LV290 монтировались очередные исполнения дизелей VDB, VDC и VDF (100–150 л. с.) с непосредственным впрыском топлива и системой предпускового подогрева. В 1949 г. на этих грузовиках появилась коробка передач с синхронизаторами на всех ступенях, кроме первой.

В 1950-е гг. были заложены принципиальные основы большинства будущих грузовиков Volvo: увеличение полезной нагрузки, переход на бескапотную компоновку, дизелизация более тяжелых машин, создание удобных и безопасных кабин. Правда, в то время фирма пока не определилась с дизайном своих грузовиков. Так, 3-тонные капотные машины L340 одновременно напоминали легковые Volvo PV444 и немецкие грузовики Hanomag, а среднее семейство L370 Brage, L375 Starke и L475 Raske внешне не отличалось от английских капотных машин Bedford. Более удачными оказались развозные бескапотные серии L420 Snabbe и L430 Trygge с весьма элегантной округлой кабиной над двигателем, которые послужили основой будущей гаммы легковых автомобилей. Сначала на них использовался оригинальный 3,6-литровый бензиновый мотор V8 мощностью 120 л. с., преобразованный впоследствии в 65-сильный дизель.

Самыми популярными многоцелевыми грузовиками 1950-х гг. стали капотные машины L385 и L485 Viking с характерной выпуклой решеткой радиатора, кабиной повышенной безопасности, эргономичным местом водителя и рулевым механизмом с гидроусилителем. Первое время их оснащали 100-сильным дизелем VDC, а с 1954 г. применялся силовой агрегат D67 мощностью 115–125 л. с. с непосредственным впрыском. Наибольшую известность приобрели тяжелые машины серии Titan (4x2/6x4), состоявшей из базовых моделей L395 и L495 полной массой 12–22 т. Специально для них был разработан 6-цилиндровый дизельный двигатель D96 (150–162 л. с.), а одно из важнейших достижений Volvo связано с появлением в 1954 г. грузовика L3952 Titan Turbo (6x4): его силовой агрегат TD96 впервые в мире был оснащен турбонагнетателем. При увеличении массы базового мотора D96 всего на 25 кг это позволило повысить его мощность сначала до 185 л. с., а в 1963 г. на модели L4952 — до 230 л. с. Установка турбонаддува на двигателе TD67 для серии Viking привела к увеличению мощности до 150 л. с.

В 1964 г. в соответствии с генеральным планом развития «Система 8» фирма приступила к формированию новых семейств, создавших базу для большинства современных грузовиков Volvo. Начало этому было положено двумя годами ранее, когда серийный бескапотный автомобиль L4751 Raske получил новую, откидную цельнометаллическую кабину Tiptop с прочным стальным каркасом, впервые в мире разработанную с учетом требований безопасности, комфортности и эргономики. Со следующего года она монтировалась на модели L4851 Viking. С принятием в 1965 г. программы «Система 8» первая модель получила индекс F85, вторая — F86 (впоследствии они стали прародителями серий F6 и F7). Новые грузовики получили двигатели с турбонаддувом мощностью 120–150 л. с., 8-ступенчатую коробку передач, новые агрегаты шасси и раму. Та же метаморфоза произошла и с тяжелыми моделями L4951 Titan (4x2) и L4956 Titan (6x4), превратившимися в семейство F88, имевшее огромный успех. Оно оснащалось новыми дизелями D100 (165–200 л. с.) и TD100 с турбонаддувом (260–290 л. с.), прочной сварной рамой и кабиной Tiptop со спальным местом. Всем этим новинкам соответствовали капотные модели N85, N86 и N88 с улучшенной фирменной облицовкой.

1970 г. ознаменовался преобразованием серии F88 в еще более известную гамму тяжелых грузовиков и магистральных тягачей F89 (4x2/6x4) с прямоугольной решеткой радиатора во всю ширину кабины. Эти автомобили полной массой 17,0–26,5 т оборудовались 330-сильным дизелем TD120A с турбонаддувом, 16-ступенчатой коробкой передач и колесными редукторами. В 1970-е гг. они поступали в СССР в объединение «Совтрансавто» для осуществления международных перевозок. Вариант G89 для Австралии имел сдвинутый вперед передний мост. В 1973 г. была запущена в производство новая гамма капотных автомобилей с легко узнаваемой внешностью: с прямоугольными облицовкой и крыльями. В нее вошли модели N7, N10 и N12 с упрочненными шасси и дизелями с турбонаддувом (207–395 л. с.), широким выбором коробок передач, мостов, рам и подвесок, в том числе задней пневматической. В 1975 г. на заводе в Генте (Бельгия) началась сборка легких бескапотных автомобилей F4 и F6, оснащенных двигателями мощностью 126–180 л. с. и новой кабиной Club, а через три года к ним добавилась средняя развозная серия F7, получившая 213-сильный мотор TD70 и автоматическую коробку передач Allison. Главным же событием десятилетия стало создание в 1977 г. «революционных» по безопасности и эргономике бескапотных грузовиков F10 и F12, унифицированных с капотными машинами N10 и N12. Их кабина, впервые испытанная на лобовой удар, имела пружинную подвеску, улучшенную обзорность, мягкую обивку и кондиционер. С осени 1979 г. на серии F10/F12 предлагалась высокая спальная кабина Globetrotter, а модель F12 впервые в мире оснащалась двигателем с промежуточным охлаждением воздуха наддува Intercooler.

В последующие времена эти модели послужили основой большинства новых грузовиков Volvo. В 1985–1986 гг. развозные машины F4, F6 и F7, получившие низкорасположенные кабины с измененной облицовкой, новые силовые агрегаты мощностью 122–250 л. с. и передние дисковые тормоза, были преобразованы в серии FL4, FL6 и FL7. Неоднократно модернизированные версии F10 составили облегченную многоцелевую гамму FL10, оснащенную расширенной кабиной, новым поколением 10-литровых двигателей, подвеской на параболических рессорах, колесными редукторами и антиблокировочной системой ABS. В 1987 г. появился новый флагман Volvo — магистральный тягач F16. Его главными особенностями стали 24-клапанный двигатель D16 (465–485 л. с.), механическая 12-ступенчатая коробка передач или автоматическая Powertronic и система ABS. С 1989 г. дизели тяжелых моделей оборудовались электронным управлением, а чуть позднее электронная система появилась и на механической 12-ступенчатой коробке Geartronic. В конце 1980-х гг. начался выпуск аэродинамичных капотных грузовиков NL10 и NL12, предназначенных в основном для Бразилии.

1990-е гг. прошли под знаком борьбы за безопасность и экологическую чистоту. В 1996 г. фирма представила свой самый маленький низкорамный развозной грузовик FLC массой до 7,5 т с дизелем D4A (135 л. с.), всеми дисковыми тормозами и задней пневматической подвеской. Главным же событием десятилетия стал выпуск в 1993 г. тяжелых серий FH12 и FH16, оснащенных дизелями D12A (340–420 л. с.) и D16A (470–520 л. с.), комфортной кабиной Globetrotter XL с внутренней высотой 2,1 м (с 1996 г.), первой в мире надувной подушкой безопасности для водителя и системой безопасности FUPS. С 1995 г. двигатель D12A монтировался и на новую серию FL12. В 1998 г. на них появились 460-сильный мотор D12C с электронным управлением, бортовой компьютер и дисковые тормоза на всех колесах. Для замены гаммы FL началось изготовление многоцелевых FM7, FM10 и FM12 с двигателями мощностью 250–420 л. с., механическими или автоматическими коробками передач.

С образованием в 1996 г. североамериканского отделения Volvo Trucks North America появилось семейство капотных седельных тягачей VN (6x4) класса 8, оборудованных силовыми агрегатами мощностью 345–557 л. с., механическими коробками передач и спальными отсеками высотой до 2,5 м.

Важнейшими событиями 2000-х гг. следует считать создание новых поколений грузовиков FL, FE, FM и FH, включая новый 660-сильный флагман FH16 (2006 г.), американских магистральных тягачей VT800 (2005 г.), экологичных дизелей D13A (2005 г.), присоединение грузового отделения Renault (2000 г.). В 2003 году компания отметила 30-летие поставок грузовиков в Россию.

В России знаковыми событиями стали: организация сборки грузовиков Volvo в Зеленограде (2004 г.) и закладка первого камня в основание нового завода Volvo в Калуге (2007 г.).