- Главная
- История создания
- Устройство автомобиля
- Функции автомобилей
- Классификация автомобиля
- Автомобили по типу топлива
- Высокоскоростные авто
- Гоночные автомобили
- Тюнинг автомобиля
- Самые ... автомобили
- Марки автомобилей
- Российские машины
- Иностранные машины
- Каталог автомобилей
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы
- Скутеры
- Статьи
- Карта сайта
- Обратная связь
Двигатели ММЗ

В 2006 г. Минский моторный завод выпустил около 110 тыс. 4- и 6-цилиндровых двигателей сорока модификаций: для автомобилей, тракторов, комбайнов, энергоустановок, компрессорных станций. В лучшие советские времена здесь производилось до 160 тыс. двигателей, правда, тогда на конвейере шла одна модель — 4-цилиндровый атмосферный дизель, преимущественно для Минского тракторного завода. Сейчас большую долю продукции составляют моторы для грузовиков и автобусов. 4-цилиндровый дизель серии Д-245, отвечающий экологическим требованиям Евро-3, устанавливается на среднетоннажные грузовики ГАЗ-33081 «Садко», ГАЗ-33104 «Валдай», ЗИЛ-5301, ЗИЛ-432930, МАЗ-4370, МАЗ-4570, а также на автобусы ПАЗ-3202, ПАЗ-32054, ПАЗ-4230 «Аврора» и МАЗ-256. 6-цилиндровый двигатель серии Д-260 (Евро-3) ставится на тяжелые грузовики МАЗ-5552, МАЗ-533603, МАЗ-543246-320Р, ЗИЛ-433180 и на городской автобус МАЗ-103. Турбодизелем Д-260.5Е2-БТ, работающим на биотопливе, оснащаются самосвалы МАЗ-5551.
На ММЗ ведутся работы по созданию двигателя, отвечающего требованиям экологической безопасности Евро-4. В Москве на выставке «Интеравто-2007» был показан экспериментальный образец Д-249Е4, который представляет собой автомобильный 4-цилиндровый турбодизель объемом 4,75 л, с номинальной мощностью 190 л. с. и максимальным крутящим моментом 670 Нм. На моторе применена топливная система аккумуляторного типа Common Rail производства Bosch с электронным управлением и максимальным давлением впрыска до 180 МПа. Соглашение о стратегическом партнерстве с фирмой Robert Bosch GmbH, заключенное в мае 2007 г., предусматривает внедрение этой топливной системы в серию.
Требования Евро-4 в России вступят в силу 1 января 2010 г. Так что время на подготовку соответствующего двигателя для российского рынка, по словам Виктора Савицкого, заместителя главного конструктора ММЗ, у разработчиков пока есть. Тем более что Евро-4 обеспечивается не только применением современной топливной системы. Это целый комплекс работ: и по впускному тракту, и по цилиндропоршневой группе, и по турбонаддуву.
В процессе разработки двигателя Д-249Е4 сохранены традиционные для ММЗ размерность (110x125 мм) и объем. По габаритным размерам и массе перспективный двигатель близок к серийной модели Д-245. В его конструкции применено несколько новых для ММЗ технических решений.
Блок цилиндров имеет повышенную жесткость благодаря удлиненной нижней части. С целью уменьшения габаритов двигателя, номенклатуры применяемых деталей и упрощения сборки принята конструкция блока с встроенными полостями всасывания водяного насоса и жидкостно-масляного теплообменника.
Головка цилиндров — с четырьмя клапанами на цилиндр. Для улучшения процесса смесеобразования форсунки установлены вертикально по оси цилиндра. Болты крепления головки цилиндров расположены преимущественно равномерно по окружностям цилиндров с целью улучшения работы газового стыка.
Коленчатый вал откован совместно с восемью противовесами, что значительно упрощает конструкцию и снижает затраты на механообработку. Увеличены в сравнении с предшественником Д-245 диаметры коренных и шатунных шеек.
Поршни с камерой сгорания — открытого типа, новой конструкции. Для уменьшения теплонапряженности поршня и повышения работоспособности поршневых колец при высоком уровне форсирования двигателя применено галерейное охлаждение.
Расположение «гитары» шестерен — заднее, это делается для снижения влияния скручивания коленчатого вала на фазы газораспределения, снижения шума, улучшения компоновки агрегатов в передней и задней частях двигателя.
Привод вентилятора и водяного насоса — отдельный, с возможностью изменения положения вентилятора. Для обеспечения постоянного натяжения поликлинового ремня применен автоматический натяжитель. Все это позволило уменьшить габариты двигателя, упростить его сборку.
Применена обязательная для двигателей данного технического уровня закрытая система вентиляции картерных газов.
Для обеспечения Евро-4 будет применена технология SCR (Selective Catalytic Reduction), при которой для снижения концентрации оксидов азота в систему выпуска впрыскивается добавка AdBlue на основе дистиллированной воды и мочевины. Но, возможно, будет реализован и вариант без мочевины — за счет установки управляемой системы рециркуляции отработавших газов.