- Главная
- История создания
- Устройство автомобиля
- Функции автомобилей
- Классификация автомобиля
- Автомобили по типу топлива
- Высокоскоростные авто
- Гоночные автомобили
- Тюнинг автомобиля
- Самые ... автомобили
- Марки автомобилей
- Российские машины
- Иностранные машины
- Каталог автомобилей
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы
- Скутеры
- Статьи
- Карта сайта
- Обратная связь
Грузовое ретро

Старинные грузовики — тема особая. Далеко не каждый любитель ретротехники возьмется хранить, а главное — восстанавливать такую вещь. За рубежом выставки грузовых автомобилей прошлых лет чаще всего проводятся отдельно от всего прочего, зато среди легковушек «ретро-камионы» — всегда желанные гости. Вот и на проходившей в октябре 2007 г. десятой по счету «Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина» экспозиция грузовых и специальных автомобилей собирала больше всего зрителей.
Особый интерес вызывали довоенные грузовики советского производства. Это вполне объяснимо — большая часть таких машин пропала во время Великой Отечественной войны, до наших дней дошли считанные экземпляры, да и то в очень «замученном» состоянии. Нельзя сказать, что представленные автомобили — дебютанты галереи, просто раньше они демонстрировались поодиночке, а на едином стенде оказались собраны в первый раз, благо все восстановлены в мастерской Евгения Шаманского.
Сказать, что мастерами проделана большая реставрационная работа — значит не сказать ничего. Главная трудность в возрождении к новой жизни старенького автомобиля заключается в том, чтобы укомплектовать его «родными», как говорят реставраторы, деталями до полностью оригинального состояния. В крайнем случае детали изготавливаются заново по сохранившимся образцам. С каждым годом искать оригинальные детали все труднее. Их остается все меньше и не потому, что такой бешеный спрос, а просто потому, что их чаще всего выбрасывают за ненадобностью. Ну кому, кроме фанатиков-коллекционеров, может понадобиться довоенная покрышка, доживающая свой век на стареньком компрессоре? Вот и вывозят ее на свалку вместе с самим компрессором…
Но не будем думать о грустном, лучше полюбуемся на эти машины, тем более что две из них впервые предстали перед публикой в полностью восстановленном состоянии. Пикап ГАЗ-М-415 и самосвал ГАЗ-410 выпускались в относительно небольших количествах. Пикапов на сегодня сохранилось считанные единицы, восстановлен только этот. Самосвал же — вещь уникальная. Долгое время считалось, что не сохранилось вообще ни одного экземпляра, и появление в прошлом году на выставке шасси с кабиной и оригинальным кузовом вызвало восторг среди понимающих людей. За год коллектив реставраторов сумел сделать, казалось бы, невозможное — вот он, самосвал, точно такой, какие сходили с конвейера ГАЗа. Угловатые крылья и брезентовый верх кабины — свидетельство упрощенных технологий военных и первых послевоенных лет. Светло-зеленая «полуторка» ГАЗ-ММ также выполнена по обходной технологии военного времени — кабина без дверей, перемычка на ветровом стекле, одна фара… А вот пожарный ГАЗ-АА с красивыми округлыми крыльями выпущен не просто до войны — он был собран из газовского машинокомплекта на московском «Заводе им. КИМ». Найденный на нижегородском заводе «Красная Этна», он, возможно, был изготовлен именно для этого предприятия.
Еще два автомобиля московского производства уже были представлены на прошлых выставках, но все равно они вызывают неподдельный интерес специалистов. Серый довоенный ЗиС-5 — большая редкость, отличается от более поздних экземпляров не только круглыми передними крыльями, но и характерными парными выштамповками на дверях и боковинах кабины. А вот пожарный АМО-4 — еще одна уникальная вещь, ведь многие подобные автомобили были в какой-то момент переделаны с использованием узлов и агрегатов грузовика ЗиС-5, и крайне сложно отличить такой переделанный АМО от ЗиСа…
С каждым днем все меньше остается свидетельств ушедших лет, сохранившихся не в документах и фотографиях, а в предметах, способных передать дух эпохи. И то, что на выставках ретротехники появляется все больше восстановленных «тружеников дорог», является лучшим подтверждением тому, что для многих людей история и память — вовсе не пустые слова.