Кастомайзинг мотоциклов




Бум, который переживает мировое кастом-движение последние десять лет, не собирается стихать. Складывается ощущение, что так называемая «третья волна» кастомайзинга и вовсе никогда не схлынет — теперь это не просто модное течение, а мощная индустрия.

Мотоциклетный кастомайзинг в наши дни разнообразен и многолик, как никогда раньше. И если исконное значение слова «кастомайзинг» (в данном случае — постройка заказного мотоцикла по индивидуальному проекту) и сегодня вполне точно отражает суть явления, то дать краткую характеристику термину «кастом-байк», становится с каждым годом все сложнее.

Канули в Лету времена, когда под кастом-байком понимался исключительно чоппер. А теперь? Какие уж там каноны! Длина передней вилки? Совершенно неактуальный критерий. Угол наклона рулевой колонки, он же пресловутый «рейк»? Да какой угодно! Тип двигателя? Ну да, казалось бы, еще совсем недавно обязательным условием по умолчанию был типичный американский V-твин («харлеевский» или а-ля «харлеевский» от одного из «альтернативных» производителей). Забудьте! В той же Америке строится все больше кастом-байков с «метрическими» (то есть японскими или европейскими) моторами, причем это совсем не обязательно V-твины — встречаются и одноцилиндровые двигатели, и рядные «двойки», и даже «четверки». Американским V-твинам кастомайзеры тоже покоя не дают — то третий цилиндр к нему приспособят, то, наоборот, второй демонтируют, а могут и вовсе мотор на 90° развернуть или сразу парочку установить — хоть друг за другом, хоть бок о бок.

Возьмем тормоза. Традиционные дисковые? Банально. Как в том анекдоте — «не радуют» уже. Зато сплошь и рядом встречаются архаичные барабанные (в том числе с открытыми барабанами), «периметрические» (они же «рим-брейки», с дисками внушительного диаметра, крепящимися непосредственно к колесному ободу), «псевдо-барабанные» (диски упрятаны внутри декоративных «барабанов»), «спроторы» (в роли тормозного диска здесь выступает задняя звездочка), «трансмиссионные» (затормаживается ведущая звездочка привода) и, наконец, последний «писк» — «360-градусные», разработанные компанией Baldwin-Wilson. В этой конструкции тормозное усилие передается одновременно на всю площадь тормозного диска, что позволяет без потери эффективности уменьшить его размеры и компактно разместить весь механизм внутри относительно небольшой «шайбы» пятидюймового диаметра. Следует добавить, что у приверженцев «старой школы» по-прежнему популярна классическая «чопперная» схема «тормоза только сзади». По этому поводу существует даже такая поговорка: «Front brake — chopper fake!», что можно перевести как «Передний тормоз — не для настоящего чоппера!». Мало того, участились случаи, когда тормозом оснащается только переднее колесо! Умышленно не комментируем разумность такого решения, ибо, прямо скажем, не все в кастомайзинге поддается рациональному объяснению.

Еще одна свежая тенденция — колеса перестали расти в ширину. Указывающие на ширину резины значения «300», «330», «360», которые совсем недавно имели поистине магическую силу, сегодня никого уже не волнуют. Нынче на слуху совсем другие цифры — диаметр колеса в дюймах: 23, 24, 28, а то и все 34,5! Прошли времена, когда «большим» считалось 21-дюймовое переднее колесо. Теперь в моде «велосипедная» размерность и узкие шины, причем как спереди, так и сзади. Как результат, мотоциклы «худеют» на глазах.

Несколько слов о силуэтах. А точнее — два слова: низкий и длинный. Кастом-байки практически прекратили расти ввысь. Гигантские «хай-неки» с рамой, гротескно вытянутой вверх в районе рулевой колонки, можно смело отнести к вымирающим видам. И лишь мода на всякого рода «олд-скульные» элементы спасает пока от полного забвения давно уже дышащие на ладан «рогатые» рули-«эйпхангеры» и заоблачные «сисибары».

И все же главный акцент делается на ювелирную проработку деталей и качество отделки. Потому кастом-байки и напоминают зачастую ювелирные изделия.

Чего только не увидишь на американских и европейских кастом-шоу! Попытки разделить все это фантастическое многообразие на классы зачастую заводят в тупик. Вписать некоторые аппараты в рамки определенного стиля просто не представляется возможным. Смешение стилей только приветствуется, их границы размыты, а многие мастера умышленно используют эклектику в качестве художественного приема, открыто исповедуя своего рода «фьюжн». Так что не осталось сегодня незыблемых правил в кастомайзинге. А значит, и застоя в этой области в ближайшее время не предвидится. Что, несомненно, радует.

И все же два основных направления кастомайзинга можно определенно выделить: это нестареющий «олд-скул» (понятие «старая школа», в свою очередь, включает в себя и бобберы в духе 50-х годов, и чопперы в стиле Easy Rider, и даже аппараты, «навеянные» довоенными гоночными мотоциклами) и «новая школа» (дрегстеры, лоу-райдеры, всякого рода «хай-тек» и прочее «техно»).

Представить, хотя бы частично, весь этот довольно пестрый и широкий спектр, возможно, помогут иллюстрации, на которых показаны наиболее интересные работы, показанные в прошедшем году в рамках официальных чемпионатов Европы и мира по кастом-байк-билдингу.

Часто на подобных мероприятиях горячо обсуждается один и тот же извечный вопрос: кастом-байк — это прежде всего средство передвижения или произведение искусства? Тех, кто ставит во главу угла утилитарность, искренне возмущает (и часто на это есть все основания), что мотоцикл превращается в чисто художественное произведение, по сути — в скульптуру. Их оппоненты доказывают, что смелые фантазии кастомайзеров — двигатель прогресса. А не надумана ли вся эта полемика? Ведь средство передвижения может быть произведением искусства?

Еще одна особенность современного кастомайзинга — его интернационализм. Постройка кастом-байков давно уже перестала считаться американской монополией. Так, на чемпионате мира по кастомайзингу, проходившем в Стерджисе в августе 2007 года, в конкурсной программе были представлены работы мастеров из одиннадцати стран: США, Канады, Японии, Германии, Швеции, Франции, Италии, Испании, Ирландии, Чехии и Венгрии. Из 77 показанных мотоциклов 25 имели иностранное происхождение. Кстати, чемпионат мира проводился уже в четвертый раз, и ни разу за это время «золото» не доставалось представителю США — чемпионами становились канадец Роджер Голдэммер (дважды), японец Чикара Нагата и швед Стеллан Эгеланд.

«Иноземцы» — те же европейцы или японцы — оказывают все большее влияние на американский кастомайзинг. Как справедливо заметил известный американский кастом-журналист Майкл Лихтер, сложившаяся ситуация напоминает феномен, известный в истории рок-музыки как «британское вторжение». Американский рок-н-ролл, активно экспортировавшийся в Европу в конце 50-х годов, претерпел там под воздействием местной музыкальной культуры значительные изменения и вернулся в Штаты в начале 60-х (в одном самолете с The Beatles) в совершенно другом качестве. Нечто похожее сейчас испытывает и американский кастомайзинг.

А как же наши, спросите вы? Стали же всего за пару-тройку лет чешские и венгерские мастера признанными авторитетами в кастомайзинге. Пора, братцы, пора. Неужто на отечественных просторах наблюдается недостаток креативной мысли? Состоятельных и, что немаловажно, разбирающихся в теме заказчиков становится все больше. Не зря же такие корифеи американского кастомайзинга, как Арлен Несс или Джерри Ковингтон, считают теперь российский рынок одним из самых перспективных — в последнее время все больше их аппаратов получают российскую прописку.

Что же касается отечественных кастомайзеров, то «окно в Европу» уже прорублено. Упорно, целенаправленно и небезуспешно проводит экспансию, направленную на закрепление на западной кастом-сцене, компания Yuri Shif Motorcycles. Ее работы выставляются на ведущих европейских кастом-шоу, материалы о них публикуются на страницах специализированных американских и европейских изданий. Искренне надеемся, что почин Юрия Шифа будет поддержан и вскоре другие наши мастера тоже подтянутся на подмогу.

Мотоцикл-победитель чемпионата мира по кастомайзингу 2007 года — Hulster 8 Valve шведа Стеллана Эгеланда из компании SE Service. На его создание автора вдохновили спидвейные мотоциклы 30-х годов прошлого века. Мотор в своей основе имеет «харлеевский» Knucklehead, но цилиндры и головки цилиндров — собственного производства. Коробка передач — Norton, четырехступенчатая. 23-дюймовые колеса — спидвейные, как и надетые на них шины. Переднего тормоза нет, задний — барабанный, открытого типа. Рама — типа «хардтейл». А вот передняя вилка при ближайшем рассмотрении оказывается «телескопом» оригинальной конструкции, правда с минимальным ходом подвески. Мотоцикл в целом — это то, что принято называть ювелирной работой.

Второй приз в Стерджисе за этот филигранно исполненный аппарат Chicara Art II получил экс-чемпион Чикара Нагата. Мотор — Harley-Davidson WLA 1942 года, коробка передач — Triumph 1960 года, тормоза — барабанные, колеса — 28-дюймовые, производимое впечатление — сильное!

«Бронзу» с чемпионата мира увез Кейдзи Кавакита из токийской компании Hot-Dock Custom Cycles за свой Red Gladiator. Мотор — фирменный «хот-доковский» HR4V, построенный на базе «харлеевского», но с четырехклапанными головками цилиндров.

Conquest от Tempest Cycles. Не давали покоя флоридской мастерской лавры Чарли Грегуара, который первым «развернул» V-твин. Здесь «переориентации» подвергся 1639-кубовый мотор Indian. А позади мотора тоже немало любопытного — вариатор Polaris, карданный вал и модифицированный маятник от BMW RS1100.

Четвертое место на чемпионате мира досталось этому стильному «олд-скульному» аппарату с модифицированным мотором S&S рабочим объемом 1 524 см3, спрятанной задней подвеской (если хорошо присмотреться, можно заметить, что это все-таки «софтейл»), «периметрическими» тормозными дисками и 23-дюймовыми колесами, «обутыми» в шины-«стодвадцатки». Очередная превосходная работа Дейва Кука из Cook Custom Choppers (Милуоки).

Epic производства компании Dynamic Choppers из Лас-Вегаса, руководимой бывшим британцем Полом Стюартом. Размер колес — 34 с половиной дюйма! Мотор — гоночный Knucklehead объемом 1524 см3. Передний тормоз — «периметрический», а вот заднего нет вовсе. Шестое место в чемпионате мира.

Американская мастерская Jolly Roger Customs представила в Стерджисе свой новый фантастический аппарат с алюминиевым мотором компании Hawaya Racing рабочим объемом 3,2 л (!) и передним 24-дюймовым колесом. Результат — восьмое место.

Девятое место на чемпионате мира получил Nortorious Роджера Голдэммера. Оснащенный суперчарджером 965-кубовый одноцилиндровый мотор выдает 83 л.с. Рама выполнена по мотивам знаменитой «нортоновской» Featherbed. Тормозные диски упрятаны в «псевдо-барабаны».

«Горячую десятку» в Стерджисе замыкал Swingshot американской компании Dotson Design с оригинальной передней подвеской, которую сами создатели называют «скорее свингармом, чем вилкой». Мотор — 1524-кубовый Panhead от Accurate Engineering.

Боббер калифорнийской мастерской Kraus Engineering, исполненный в откровенно японской манере, но названный почему-то Kyrgyz. Мотор — Panhead (1 311 см3).

Jackpine Gypsy компании Jonz Customs из Юты. Мотор — 1,2-литровый Shovelhead. Стив Джонс утверждает, что это бордтрекер — то есть кастом-байк, выполненный в стиле мотоциклов для гонок на дощатых треках, популярных в Америке в начале прошлого века.

Speedliner техасской мастерской Wild Card Customs с 1854-кубовым мотором и коробкой передач от Yamaha Roadliner Midnight. Своеобразный аппарат с сильной примесью футуризма. Опять же 23-дюймовые колеса и «периметрические» тормоза — тенденция, однако!

Bell’arancia мастерской CMX Choppers из Южной Каролины. Мотор   — Engenuity (1 967 см3). Переднее колесо — 23-дюймовое, заднее — диаметром 17  дюймов. Спереди — тормозная система 360 Brake, сзади — трансмиссионный тормоз.

Первое место в классе Modified Harley-Davidson занял на чемпионате мира этот эффектный мотоцикл под названием Guindilla испанской мастерской Hot Dreams SL. Мотор — Shovelhead (1 311 см3) 1982 года выпуска, рама — от Harley-Davidson FXR.

Ретро-чоппер Crazy Horse калифорнийской Kiwi MotorCycle Company. Мотор — Kiwi Indian (1 377 см3).

Боббер The Four Speed, оснащенный 1,2-литровым «харлеевским» мотором Shovelhead, построен мастерской Friedberg Fabrication из Нью-Гемпшира с явной оглядкой на японскую «старую школу». Автор — известный «олд-скульный», теперь уже американский мастер Уолт Зигль. А вообще-то Вальтер Зигль — уроженец Австрии. Что интересно, заказ на мотоцикл поступил тоже из Европы.

Wood’n’Shock Me американской компании Born Again Customs с мотором Ultima (1 967 см3), 50-градусным «рейком» и оригинальной вилкой-спрингером.

All In компании A1 Cycles из Флориды. Особо изящным это творение Майка Биленда не назовешь, зато он может похвастать без малого четырьмя литрами рабочего объема   — бок о бок расположены два V-твина TP Engineering по 1 983 см3, снабженные турбонаддувом (эта комбинация выдает свыше 400 л.с.). Рама — «хардтейл».

Трайк Outlaw работы известной американской компании Covingtons Customs. Мотор — 1967-кубовый Outlaw 120 Panhead компании Accurate Engineering. Вилка-спрингер — от Paughco. «Кормовая» часть рамы — от Mystery Designs. А главное — великолепная проработка деталей!

И это — тоже кастомайзинг! Мотоцикл-победитель Метрического чемпионата 2007 года — ExperiMental канадца Роджера Голдэммера. Рама — от кроссовой Honda модели CR250, с небольшими переделками. Мотор — позаимствованный у Aprilia 250-кубовый «двухтактник» Rotax.

В прошлом году, впервые за 38 лет существования знаменитого Rat’s Hole Show в Дайтоне, победу в основном классе Radical Over 1000 одержал «метрический» мотоцикл — вот этот совершенно сумасшедший Nehme’sis Сэма Неме из флоридской компании BMS Choppers. 1,7-литровый мотор — от Yamaha Road Star.

В очередной раз Расс Хесс из техасской мастерской Cowboy Custom Bikes пустился во все тяжкие. То, что вы видите, несет название Bulletproof и оснащено 1 852-кубовым мотором Ultima и 23-дюймовыми колесами.

Project 8 компании Andreoli Motorcycles из Брешии, Италия. Этот элегантный боббер с рамой типа «гусиная шея» («гуснек») попал на чемпионат мира на правах победителя «филиального» кастом-шоу в Падуе. Мотор — 1,8-литровый RevTech. Обратите также внимание на маслобак, изящно инсталлированный в заднее крыло.

Early Bird постройки Rich Phillips Cycles. Американцы, по всей видимости, теперь долго не расстанутся с извлеченной из пепла на волне ретромании рессорной вилкой. На «Ранней пташке», кстати, установлена не популярная у кастомайзеров вилка Kiwi, а собственная конструкция Рича Филипса. Мотор — RevTech Pandemonium (1 442 см3).

Образец современной японской школы — Bloody Knuckle мастерской Ken’s Factory с модифицированным 1524-кубовым мотором Harley-Davidson Knucklehead.

Мотоцикл, завоевавший в 2007 году «золото» на европейском чемпионате и пятое место на чемпионате мира, — The Time Machine от Sapka Muvek, Венгрия. Назван в честь романа Герберта Уэллса «Машина времени». Смешение стиля «антик» и современных технологий: 1,2-литровый мотор Harley-Davidson Knucklehead 1941 года выпуска с трехступенчатой автоматической коробкой передач, деревянные 20-дюймовые колеса c одноперьевой передней вилкой, снабженной пневмоподвеской. Тормоза — барабанные. Передняя фара Carello Fratelli — 1925 года, задний фонарь Blackburn — 1922 года.

ndian Uprising мастерской Lucky’s Speed Shop из Аризоны. Мотор — Kiwi Indian (1 377 см3), рессорная передняя вилка — тоже от Kiwi. Типично, но симпатично.

Типичный лоурайдер Ground Pounder американской мастерской Corp Choppers под руководством Тони Мартинеса. Мотор — 1967-кубовый Engenuity. Передний тормоз — ультрамодная конструкция 360 Brake, задний — трансмиссионный, он заметен под сиденьем.

Rock’N Bike французской мастерской Art of Racer. Мотор и коробка передач — от Harley-Davidson Sportster 1991 года. Этот боббер на 16-дюймовых колесах, словно бы сошедший со страниц комиксов, завоевал «серебро» на чемпионате Европы в Майнце и занял седьмое место на чемпионате мира в Стерджисе.

Time Machine Юрия Шифа — мотоцикл, посвященный группе «Машина времени». Впервые был представлен на прошлогоднем чемпионате Европы в Майнце. Мотор — Harley-Davidson Shovelhead 1979 года. Мировой кастомайзинг знает немало примеров «музыкальных» мотоциклов, но столь концептуального подхода припомнить трудно. Интересно, что многие, даже находясь в непосредственной близости от аппарата, а то и ощупывая его, не могут поверить в то, что точная (и действующая!) копия бас-гитары выполнена из металла и является частью рамы. В конце 2007 года мотоцикл был отмечен призом Craziest Bike на крупнейшем европейском кастом-шоу Custombike в Бад-Зальцуфлене, Германия.