- Главная
- История создания
- Устройство автомобиля
- Функции автомобилей
- Классификация автомобиля
- Автомобили по типу топлива
- Высокоскоростные авто
- Гоночные автомобили
- Тюнинг автомобиля
- Самые ... автомобили
- Марки автомобилей
- Российские машины
- Иностранные машины
- Каталог автомобилей
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы
- Скутеры
- Статьи
- Карта сайта
- Обратная связь
Классификация моторных масел

Мировой авторынок в целом поделен между двумя континентами: Европой и Америкой. В основе американской классификации по API лежит сочетание двух латинских букв, первая позволяет понять тип двигателя (S (service) — бензиновый или С (commercial) — дизельный), вторая — степень его форсированности (чем дальше от начала алфавита, тем более форсированный двигатель; максимальные показатели: SM — для бензиновых, CJ-4 — для дизельных двигателей).
Отметим основные особенности классификации API. В ней каждый последующий класс перекрывает предыдущий, то есть API SL, условно говоря, лучше, чем API SJ, а API CI-4 лучше СН-4. Таким образом, если производителем оборудования в старом «мануале» было рекомендовано масло уровня
API CG-4/SJ, тогда при прочих равных условиях в качестве альтернативы можно смело предлагать более совершенные масла уровня API CH-4/SL и/или
CI-4/SL, которые можно будет с успехом использовать и для новой техники. Если моторное масло соответствует нескольким подклассам API, тогда указываются наивысшие параметры для данного продукта в каждой категории, например API CI-4/SL. Часто производители смазочных материалов предпочитают указывать полный перечень подклассов, то есть для нашего примера — API CI-4, CH-4, CG-4, CF-4, CF/SL. Таким образом, потребитель может сразу найти требуемый подкласс, не углубляясь в тонкости заморской классификации.
Название категорий по классификации ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) формируется сочетанием заглавной латинской буквы (A, B или Е соответственно для бензиновых, легких дизельных или тяжело нагруженных дизельных двигателей) и цифры, указывающей особенности двигателя, далее через дефис указывается год выпуска очередного подкласса. Изначально существовали категории, начиная от Е1 для старых двигателей и далее по мере увеличения степени форсированности. Однако в современной редакции Е1, E3 и E5 удалены, требования к Е2 и Е4 остались без изменений, а также добавлены две новые категории: E6 (на основе Е4) и E7 (на основе Е5). В классификации ACEA каждый последующий класс не перекрывает предыдущий, то есть некорректно считать, что Е7 лучше, чем Е6, поскольку у них разное назначение. В отличие от API, в классификации ACEA масла для дизелей специально подразделяются на отдельные категории: В — для дизельных двигателей легковых и легких грузовых автомобилей
(в данной статье не рассматриваем), и Е — для тяжело нагруженных грузовиков и автобусов. Если моторное масло соответствует нескольким подклассам ACEA, тогда указывается полный перечень для данного продукта, например ACEA A3-98, B3-98 (2), B4-98, E4-99 (3), E5-02, E7-04. Если в описании масла указаны обе классификации (API и ACEA), следует их рассматривать в совокупности.
Согласно ГОСТу 17479.1, моторные масла подразделяются на группы по эксплуатационным свойствам (заглавная буква русского алфавита) и назначению (индекс 1 — для бензиновых двигателей, 2 — для дизельных, отсутствие индекса свидетельствует о возможности универсального применения масла для обоих типов двигателей соответствующей степени форсированности). Особенностью отечественной классификации является то, что данные о степени форсированности двигателя и класс вязкости масла входят непосредственно в наименование продукта. Например, маркировка М-8-В означает масло (первая буква М) класса вязкости 8 (то есть кинематическая вязкость при 100 °С в интервале от 7,0 до 9,3 мм2/с) для среднефорсированных бензиновых и дизельных двигателей (буква В). Существует примерное соответствие между ГОСТом 17479.1 и классификацией API.
Допуски или одобрения производителей оборудования ОЕМ можно определить как официальные письма на бланке ОЕМ, подтверждающие, что данный смазочный материал выдержал испытания и/или выполняет определенные требования, предписанные данным производителем; либо как перечень смазочных материалов, допущенных к применению в данной технике, выпускаемой ОЕМ с некоторой периодичностью. В письме указывается наименование допуска, полное торговое название смазочного материала, срок действия одобрения и ряд других сведений. Следует отметить, что не все производители оборудования требуют обязательного наличия у масла допуска, и для подбора продукта бывает достаточным соответствия минимальному уровню эксплуатационных свойств, например по классификации ACEA и/или API. Существует также ряд производителей, в принципе не имеющих никаких специфических допусков (например, IVECO) или выпускающих спецификации с неким перечнем требований к маслам (например, спецификация Caterpillar CAT ECF-1).
Наши производители техники часто сотрудничают с иностранными производителями двигателей. Таким образом, появляются требования, например, от ЛиАЗа по наличию допусков Cummins для моторных масел. Безусловно, в этом случае наличие допусков обязательно, так как подразумевает, что масло выдерживает требуемый набор испытаний.
В заключение напомним, что при выборе масла в первую очередь следует руководствоваться рекомендациями производителей автотехники.
Классификация API масел для дизельных двигателей
Категория
Область применения категории
CC, CD, CDII, CE
Отменены
CF
Выпущена в 1994 г. Для двигателей внедорожной техники. Содержание серы в дизельном топливе более 0,5 % мас.
CF2
Выпущена в 1994 г. Для тяжело нагруженных двухтактных двигателей. Обладает лучшими по сравнению с CDII моющими и противоизносными свойствами
CF4
Выпущена в 1990 г. Для тяжело нагруженных, высокоскоростных двигателей дорожной техники, в том числе оборудованных турбонаддувом
CG4
Выпущена в 1995 г. для тяжело нагруженных, высокоскоростных двигателей, разработанных в соответствии с экологическими стандартами 1994 г. и работающих на дизельном топливе с содержанием серы до 0,5 % мас. Улучшеные моющие, противоизносные, антикоррозийные и противопенные свойства
Допуски производителей (ОЕМ)
Производитель (ОЕМ)
Требования к маслам и допуски
Heavy Duty Diesel, км
DAF
ACEA E3, E5, E7
E4, HP2 + ACEA E5/E7
75 000
120 000
DaimlerChrysler
MB 228.1
MB 228.3
MB 228.5 & 228.51
30 000
45 000
100 000
IVECO
ACEA E2
ACEA E3, E5/E7
ACEA E4
40 000 – 50 000
80 000 – 100 000
150 000
MAN
270 или 271 + ACEA E2
M3275 + ACEA E3
M3277
30 000 – 45 000
45 000 – 60 000
60 000 – 120 000
RENAULT TRUCKS
RD/RD2
RLD/RLD2
RXD
60 000
80 000 – 90 000
80 000
SCANIA
ACEA E3, E4, E5, E7
LDF & LDF2
60 000
120 000
VOLVO
VDS
VDS2
VDS3
15 000 – 30 000
60 000
90 000 – 100 000
Классификация ACEA масел для тяжелых дизельных двигателей
Категория
Область применения
Область применения
E2
Масла общего назначения для атмосферных и турбированных дизельных двигателей, работающих в условиях средних и высоких нагрузок, как правило, для обычных интервалов замены
E4
Стабильные масла, сохраняющие класс вязкости в условиях тяжелых нагрузок, обеспечивают превосходный контроль за чистотой поршня, износом и образованием сажи. Рекомендованы для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих экологическим требованиям Евро1, 2, 3 и 4 и работающих в очень тяжелых условиях, таких как увеличенный интервал замены в соответствии с рекомендацией производителя. Можно использовать для двигателей, не оборудованных сажевыми фильтрами, а также для ряда двигателей с системами рециркуляции отработавших газов (EGR) и катализаторами избирательного восстановления оксидов азота (SCR)
E6
Стабильные масла, сохраняющие класс вязкости в условиях тяжелых нагрузок, обеспечивают превосходный контроль за чистотой поршня, предотвращают износ и образование сажи. Рекомендованы для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих экологическим требованиям Евро1, 2, 3 и 4 и работающих в очень тяжелых условиях, таких как увеличенный интервал замены в соответствии с рекомендацией производителя. Можно использовать в двигателях, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов (EGR), как с сажевыми фильтрами, так и без них, а также катализаторами избирательного восстановления оксидов азота (SCR). Особенно рекомендованы для двигателей с сажевыми фильтрами и разработаны для использования в сочетании с дизельным топливом с малым содержанием серы (максимум 0,005 % мас.). По сути — это обновленный Е4, ориентированный на МВ 228.51 (определено предельное содержание серы, фосфора и максимальная сульфатная зольность); добавлен тест Mack T10 с нормами CI4; ужесточен тест KurtOrbahn, нормирующий сопротивление сдвигу. Е6 разработан в интересах DaimlerChrysler/MAN и MTU
E7
Стабильные масла, сохраняющие класс вязкости в условиях тяжелых нагрузок, обеспечивают чистоту поршней и предотвращают полировку стенок цилиндров. Также надежно защищают от износа и контролируют образование отложений в турбонагнетателе, формирование сажевых частиц. Рекомендованы для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих экологическим требованиям Евро1, 2, 3 и 4 и работающих в очень тяжелых условиях, таких как увеличенный интервал замены в соответствии с рекомендацией производителя. Применяются для двигателей без сажевых фильтров, а также для большинства двигателей, оборудованных системами EGR и SCR. По сути, это обновленный Е5, в котором тест Mack T10 (с нормами CI4) заменит прежний тест Mack Т9; не установлены предельные значения по содержанию химических элементов (S, P); ужесточен тест KurtOrbahn, нормирующий сопротивление сдвигу
Классификация по ГОСТ 17479.1 масел для дизельных двигателей
Группа
Рекомендуемая область применения
Б2
Малофорсированные дизели
В2
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г2
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д2
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е2
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами