Mercedes-Benz Sprinter




На территории Дмитровского автополигона компания Daimler AG организовала испытания новых «Спринтеров». Акцент в тестах был сделан на параметры безопасности. Журналистам предстояло проверить в действии адаптивную систему стабилизации движения (Adaptive ESP), которой сейчас оснащаются все исполнения Mercedes-Benz Sprinter. Кстати говоря, эта система на подобную коммерческую технику устанавливается впервые.

Система ESP, или электронная программа стабилизации (Electronic Stability Program), уже много лет широко применяется на легковых автомобилях. Этот элемент активной безопасности, использующий конструктивные узлы штатной антиблокировочной системы тормозов, постоянно настроен на борьбу с заносами автомобиля в поворотах. Компьютер системы «оживает» при поступлении сигнала о повороте от сенсора угла поворота рулевого колеса и сигналов о заносе от датчиков продольных и поперечных ускорений и гидромомента.

Чтобы вывести заднеприводный «Спринтер» из заноса, система подает команды на сбрасывание газа и притормаживание определенных колес. При возникновении так называемой недостаточной поворачиваемости, когда машина на повороте начинает передней частью уходить наружу виража, система ESP притормаживает внутреннее заднее колесо, и автомобиль, таким образом, поворачивается передней частью обратно на дорогу. А при избыточной поворачиваемости, когда возникает занос наружу виража задней части автомобиля, системой притормаживается наружное переднее колесо.

Собственно, так и работает система ESP. А что означает адаптивная ESP, установленная на тестируемом нами «Спринтере»? Оказывается, в этом случае применяется функция изменения характеристик работы системы в зависимости от нагрузки автомобиля. Масса машины и координаты центра тяжести постоянно определяются по информации тех же датчиков ускорений — в зависимости от этих данных и производится корректирование работы ESP. Для грузового автомобиля учет таких параметров особенно актуален. Например, в одном случае в фургон можно погрузить пианино, приставленное к левому борту, а в другом — компрессорную станцию, прижатую к правому борту. Система Adaptive ESP это все учтет автоматически.

Ну что ж, попробуем «Спринтер» в действии. Сажусь за руль и сразу обращаю внимание на другие штатные атрибуты безопасности: полноразмерная надувная подушка безопасности, трехточечные ремни с натяжителем и ограничителем силы натяжения, подголовник. Рулевая колонка имеет деформирующийся в случае столкновения элемент. Правда, на данной машине она не регулируется (эта опция устанавливается за дополнительную плату), но за счет достаточно широкого диапазона изменений положения кресла в продольном направлении и по высоте удается подогнать кресло так, чтобы было удобно крутить руль.

Завожу мотор и легко трогаюсь с места. Неудивительно, что 2,2-литровый 4-цилиндровый дизель модели OM 646 имеет скромную мощность 88 л. с., но при этом у него весьма хороший крутящий момент (максимальный составляет 220 Нм при большом диапазоне коленчатого вала 1400–2 600 об/мин ). Оснащенный сажевым фильтром, мотор отвечает нормам токсичности Евро-4. В Россию, впрочем, поставляются машины с точно таким же мотором, но в более дешевом исполнении ОМ 611, который удовлетворяет требованиям Евро-3. У него та же мощность, но несколько меньший крутящий момент — 200 Нм. Также машины оснащаются неплохим 3,0-литровым турбодизелем V6 модели ОМ 642 (мощностью 184 л. с. и крутящим моментом 400 Нм при 1600–2 600 об/мин). Кроме того, для поклонников очень быстрой езды предусмотрена 3,5-литровая бензиновая V-образная «шестерка» M 272, которая устанавливается и на легковые «Мерседесы». На бензиновом «Спринтере», правда, в пассажирском исполнении, тоже удалось прокатиться по Дмитровскому полигону. Приемистость действительно лихая: трудно себя сдерживать, чтобы не разогнаться по испытательной трассе, как по гоночной. Но это тема, заслуживающая отдельного внимания. Так что не будем отвлекаться…

Выруливаю на трассу. В соответствии с планом на тест-драйв разгоняю цельнометаллический фургон полной массой 3,5 т почти до 90 км/ч и резко нажимаю на педаль тормоза. При столь экстренном торможении ощущение такое, точно на мгновение попадаешь в невесомость. Система ABS срабатывает очень четко. Автомобиль не уводит ни влево, ни вправо. Разворачиваюсь и снова захожу на трассу. Повторяю упражнение уже смело и уверенно.

Для проверки программы стабилизации после очередного разгона начинаю маневрировать. Чувствуется, как система начинает вмешиваться, подхватывая машину. Никаких заносов в результате не происходит, кренов, соответственно, тоже. Машина идет, как по рельсам. Хорошо, проделаем то же самое, но с отключенной системой ESP. Что ж, чудес не бывает, вернее, чуда не было в предыдущем случае, если не представлять чем-то сверхъестественным работу электроники. Теперь появляются ощутимые крены, так что приходится привычными действиями (подруливанием и подтормаживанием) выравнивать машину. После того как по трассе проходит поливальная машина, тесты возобновляются. Результат тот же: с подключенными «бошевскими» мозгами машина движется без заносов. Правда, надо помнить, что система работает только при сцеплении (плохом или хорошем) колес с дорожным покрытием. Если наступит эффект аквапланирования, ESP от заноса не спасет.

На безопасность российские перевозчики обычно обращают внимание в самую последнюю очередь. Главное для грузовика — неприхотливость, надежность. С этим у «Спринтеров», как показывает практика их эксплуатации в России, все нормально. Конечно, эти машины более дороги в обслуживании, чем «Газель», да и сами по себе весьма недешевы, как и положено иномарке, но при этом действительно не ломаются и долго служат. Достаточно сказать, что гарантия от сквозной коррозии составляет у немецких машин 12 лет. А что касается безопасности, этот автомобиль средней грузоподъемности, как оказалось, находится в лидерах. Если немного пофантазировать, представив, что в один прекрасный день наши перевозчики опомнятся и станут всерьез беспокоиться о собственной безопасности за рулем, тогда им придется выстроиться в очередь за подобными грузовиками.