- Главная
- История создания
- Устройство автомобиля
- Функции автомобилей
- Классификация автомобиля
- Автомобили по типу топлива
- Высокоскоростные авто
- Гоночные автомобили
- Тюнинг автомобиля
- Самые ... автомобили
- Марки автомобилей
- Российские машины
- Иностранные машины
- Каталог автомобилей
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы
- Скутеры
- Статьи
- Карта сайта
- Обратная связь
Новинки салона «Мир автобусов»

Странная эта Западная Европа! Можно ли представить, что где-нибудь в Калуге или Рязани вдруг неизвестно откуда появится крупнейший в мире автомобильный салон, на который съедутся 360 фирм из 32 стран мира? Конечно же, нет! А вот в провинциальном бельгийском городке Кортрейк (Kortrijk), в полутора сотнях километров от Брюсселя, где нет не только никакого промышленного производства, но и приличной гостиницы, в октябре 2007 г. в 19-й раз проходил крупнейший европейский автобусный салон Busworld — «Мир автобусов», занимавший площадь 50 тыс. м2. Из них 77 % приходилось на «живые» автобусы 48 фирм. За шесть дней салон посетило 25,9 тыс. человек из 110 стран. Он был настолько богат экспонатами, необычен и представителен, что его организаторам можно простить временные палаточные городки-павильоны, непрезентабельный внешний облик и лабиринты проходов-переходов, где вполне можно заблудиться.
Задавшись разрешением пока неразрешимой проблемы: «Как выжить на наших дорогах?», мы с удовлетворением узнаем, что и на «диком Западе» люди тоже одержимы проблемой выживания, правда, совсем иного свойства. Это упорная борьба с каждой вредной капелькой несгоревшего топлива, пузырьком углекислого газа или твердой частичкой, вылетевшими из выхлопной трубы автомобиля. Теперь это именуют «экологическим психозом». В дни работы салона местные средства массовой информации подогревали и без того «чрезвычайное положение» на Западе предположениями о скором введении «налога на углерод», который должны будут платить владельцы всех транспортных средств, выбрасывающих в атмосферу слишком много оксидов углерода, что в конце концов неизбежно приведет к новому повышению цен. В этом бескомпромиссном сражении за чистоту окружающей среды автобусы оказались на передней линии фронта, и на салоне в Кортрейке можно было познакомиться с новыми многоместными «средствами ведения экологической войны».
ВЫБОРЫ И НАГРАЖДЕНИЯ
Главным событием салона Busworld стало присуждение туристской машине Volvo 9700 титула «Автобус 2008 года» (Coach of the Year 2008). Именно этот автобус, по мнению жюри, является лучшим результатом борьбы за техническое совершенство, чистоту окружающей среды, за комфорт и безопасность. Одновременно были подведены итоги «Европейской автобусной недели» (European Coach Week of Kortrijk, ECW), в которой участвовали 10 туристских машин. Большую золотую медаль и приз за безопасность получил автобус Setra S415HD (подробнее см. ниже, в разделе «Автобусы для туризма»), серебряной медали удостоился Van Hool T917 Astron, которому также был присвоен титул «Лучший европейский автобус 2007 года» и специальный приз «За лучшее место гида». Самое благоприятное эстетическое впечатление на жюри произвел Neoplan Cityliner HD, а лучшим многоцелевым автобусом стал Scania К310 с кузовом Irizar i4H.
МИНИ И МИДИ
Многоликое и разношерстное семейство автобусов, как и ранее, возглавляют машины «мини» и «миди» — малого и среднего классов, доля которых в производстве и в автобусном парке постоянно растет. Доказательством тому стало создание компанией Mercedes-Benz целого семейства таких машин на шасси Sprinter с двигателями мощностью от 109 до 184 л. с., механическими или автоматическими коробками передач. В него входят низкопольный городской вариант City, маршрутный автобус Transfer, туристская модель Travel высшего класса и версия для инвалидов Mobility с задней откидной въездной рампой.
Голландско-бельгийский холдинг VDL отметил мировую премьеру малого туристского автобуса Picardie на базе Sprinter, а компания Irisbus представила очередной вариант Tourys VIP-класса на шасси IVECO Daily. Свои новые микроавтобусы показали немецкие фирмы Auwarter GmbH и Omnibus Trading, французские Vehixel и Ixellium, итальянская Sitcar, испанская Indcar, польская AMZ Kutno и другие. Их основой являются серийные шасси легких грузовиков и фургонов Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Т5 и Crafter, Renault Master, Peugeot Boxer, Citroёn Jumper и т. д.
Класс «миди» расширяется небывалыми темпами. Наиболее значимыми новинками в этой категории стали туристский автобус Auwarter Teamstar на 177-сильном шасси Vario и польский городской Solaris Alpino с дизелем Cummins (242 л. с.). Завод Marbus из Словении показал эффектные туристские машины Vive и Viveo с дизелями MAN мощностью 206 и 280 л. с., а португальская кузовная фирма Caetano свой передовой дизайн воплотила в новом поколении компактных автобусов Optimo. Узкими специалистами по выпуску автобусов-«миди» зарекомендовали себя турецкие фирмы Anadolu Isuzu и Otokar, представившие компактные и комфортные модели Turquoise, Navigo и Vectio длиной 7,1–9,2 м в нескольких исполнениях с дизелями мощностью 140–240 л. с., рессорной или пневматической подвеской, с телевизорами и холодильниками в салонах.
У турецкой компании ВМС несколько подобных машин — Midlux, Karisma и Probus-880 с дизелями мощностью 160–250 л. с., а в обширную программу известной фирмы Temsa входит модель Opalin длиной 7,6–8,4 м, оснащенная дизелями MAN (206 — 240 л. с.), механической 6-ступенчатой коробкой передач, задней пневматической подвеской и всеми дисковыми тормозами.
ШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСЫ
Машины этой категории совсем недавно обрели свое место на автобусных салонах. В Кортрейке впервые появилась международная компания Fast со штаб-квартирой в Бельгии, которая на основе разработанного ею семейства простых модульных кузовов на разных шасси создала специальный 240-сильный школьный вариант Scoler с числом посадочных мест 57–63. В программе Irisbus ему соответствует автобус Recreo с 300-сильныи дизелем IVECO Tector (Евро-4/Евро-5). Холдинг VDL показал оригинальную школьную машину на шасси DAF LF45 со 186-сильным мотором PACCAR (Евро-5) и кабиной от грузовика.
АВТОБУСЫ ДЛЯ ТУРИЗМА
Бесспорно, самые эффектные, мощные и комфортные автобусы относятся к категории многоместных туристских машин. В распоряжении пассажиров имеются удобные анатомические кресла с регулируемыми подголовниками, подлокотниками с пультами управления и ремнями безопасности, откидными столиками и подогревом. К их услугам стереофонические аудиосистемы и телемониторы, индивидуальные освещение и обдув на разных уровнях с регуляторами интенсивности, оконные шторки с электроприводом, кофеварки, мини-холодильники, туалетный и кухонные блоки, вместительные багажные отсеки с выдвижными поддонами.
Начать этот раздел следует с небольшого автобуса Mago-2 Cabriolet испанской фирмы Indcar, относящегося к ныне забытой категории «торпедо». Он снабжен открытым 29-местным клиновидным кузовом с двумя мощными арками безопасности, а вместо стальной крыши имеется складной брезентовый верх.
Фирма Setra представила очередное, еще более комфортное и безопасное поколение TopClass 400, включающее туристские варианты облегченной конструкции с системой безопасности FGP (FUPS) в передней удлиненной части кузова. На двухосной модели S415HD используются 426-сильный дизель ОМ-457LA (Евро-4/Евро-5) и новая облегченная автоматизированная 8-ступенчатая коробка передач GO2 40-8; на автобусе S416HDH (6x2) — 455-сильный вариант ОМ-457LA (Евро-5) и 12-ступенчатая коробка ZF AS-Tronic. В гамме ComfortClass 400 появилась новая машина S416GT c 408-сильной версией двигателя ОМ-457LA.
Компания Mercedes-Benz показала свои туристские, междугородные и пригородные машины Integro, Tourino, Tourismo и Travego второго поколения с дизелями серии BlueTec (с использованием SCR) мощностью от 229 до 476 л. с. (Евро-4/Евро-5), с обновленным
внешним видом, интерьерами повышенного комфорта и навигационной системой для водителя.
Главной новинкой на стенде MAN был туристский Lion’s Coach L Supreme (6x2) на 57 пассажиров, оснащенный 480-сильным дизелем D2676LOH, автоматизированной коробкой передач TipMatic и новыми системами безопасности.
Больше всех туристских автобусов показал холдинг VDL. Все они представляют собой новое поколение машин ранее известных марок Bova и Jonckheere, которые теперь сменила аббревиатура VDL. Это модели Futura FLD104 и многочисленные автобусы серий JHD и JSD в разных вариантах и размерностях, оснащенные дизельными двигателями DAF или Cummins (310–460 л. с.) и автоматизированными коробками ZF AS-Tronic.
Бельгийская фирма Van Hool в ознаменование своего 60-летия привезла всю программу в более эффектном исполнении Diamond Edition. Выделялись в ней двух- и трехосные туристские машины Т916 Alicron, T916 Acron и Т917 Astron, а также модернизированный 510-сильный двухэтажный вариант TD925 Astromega (6x2) на 86 мест. В той же весовой категории находится и другой двухэтажный туристский автобус VDL Synergy (6x2) полной массой 26 т, оборудованный двигателями DAF мощностью 460–510 л. с., механической или автоматизированной коробкой передач, пневматической подвеской и вентилируемыми дисковыми тормозами на всех колесах.
В экспозиции компании Volvo Bus главенствовал «Автобус 2008 года» — трехосная туристская модель 9700 (6x2), стоявшая в окружении более скромной двухосной версии и «беспредельно комфортного» варианта 9900 с двигателем DH12E (420–460 л. с.) с системой SCR, автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач I-Shift, системами безопасности FIP и FUPS и всеми средствами комфорта высшего уровня.
Фирма Scania показала новый многоцелевой автобус с кузовом Irizar i4 в нескольких исполнениях вместимостью 47–70 пассажиров и двигателями мощностью 270–380 л. с. Это самый низкий и упрощенный вариант известной серии РВ. Другой новинкой Scania стал туристско-междугородный вариант OmniExpress с приподнятым расположением салона, вместительными багажниками и более скромным оформлением передней части кузова. Он продолжает гамму OmniCity/OmniLink, но предлагается в версиях 4x2 и 6x2 с двигателями мощностью 310–470 л. с. (Евро-4/Евро-5).
На стенде французского холдинга Irisbus можно было познакомится еще с одной мировой премьерой. Это туристский Magelys с огромным, почти сферическим лобовым стеклом и боковыми окнами, сливающимися в сплошное застекленное пространство. Прекрасно оборудованный вместительный салон имеет высоту более 2 м. Magelys получил 450-сильный дизель IVECO Cursor-10 (Евро-5), автоматизированную 12-ступенчатую коробку передач, пневматическую подвеску и все дисковые тормоза.
Испанская кузовная фирма Noge смогла удивить специалистов свежим выразительным дизайном своего автобуса Titanium на шасси MAN с оригинальной облицовкой передней панели в виде рыцарского щита и интерьером высшего класса.
Достаточно совершенные и комфортные машины Safari и Diamond (6x2) с дизелями MAN (206–480 л. с.) представила турецкая фирма Temsa, отмечавшая на салоне свое 20-летие.
«Изюминкой» Neoplan был особо комфортный туристский автобус Cityliner C (6x2) с эффектным «космическим» дизайном и огромным багажником емкостью более 11 м3. Автобус оборудуется 480-сильным дизелем D2676LOH, автоматизированной трансмиссией TipMatic, пневматической подвеской с электронным управлением, тормозной системой с EDS. Модернизированные туристские машины Tourliner, Starliner и двухэтажный Skyliner теперь предлагаются с силовыми агрегатами мощностью 400–480 л. с. (Евро-4/Евро-5).
Львовский автобусный завод привез 420-сильный вариант ЛАЗ-5208 (NeoLAZ) с самым богатым оснащением интерьера и всеми немецкими агрегатами.
Еще один новичок в Кортрейке, китайская компания Xiamen King Long (в России известна как Golden Dragon), показала две туристские модели с лицензионными агрегатами Cummins и ZF.
ГОРОДСКИЕ АВТОБУСЫ
Большинство из представленных на салоне городских машин было оборудовано новым поколением дизельных двигателей, соответствующих не только вводимым в октябре 2009 г. нормам Евро-5, но и более жестким требованиям EEV (Enhanced Environmentally Vehicle).
Создатели городских автобусов, достигнув минимальной технически возможной высоты расположения пола салонов над поверхностью дороги (280–360 мм), взялись за проблему комфортности пассажиров во время коротких поездок. Для этого служат широкие складные двери, опускающиеся ступеньки и рампы для инвалидов, автоматические системы кондиционирования воздуха, электронные информационные табло, телевизоры и аудиосистемы, сообщающие сведения о маршруте и последние новости на двух-трех языках.
Впервые появившаяся в Кортрейке британская компания Optare привезла компактные городские автобусы Tempo и Versa с впечатляющим и свежим для континентальной Европы дизайном и импортными агрегатами, включая немецкие дизели мощностью 154–282 л. с. с системами SCR или EGR (Евро-4/Евро-5) и исключительно автоматические коробки передач.
Также впервые в Бельгию приехал и российский автобусный холдинг «Волжанин», известный на Западе под именем Volgabus. Его единственный экспонат — низкопольный 15-метровый автобус «СитиРитм-15» (CityRhythm) 6x2 вместимостью до 143 пассажиров. Проблема его соответствия мировому техническому уровню и европейским нормам здесь решена просто — все агрегаты иностранные и заранее будут удовлетворять нужным требованиям. Франк Мюллер-Эберштайн, глава недавно созданного немецкого отделения Volgabus Deutschland GmbH, считает, что это «самый хороший городской автобус высокого качества, прочный, мощный и светлый, который легко отремонтировать в Германии».
Минский и Львовский автобусные заводы показали давно известные в России городские модели МАЗ-203, МАЗ-206 и CityLAZ со всеми импортными агрегатами, узлами и материалами.
Фирма MAN привезла обновленное поколение городских автобусов Lion’s City T, оснащенных вертикальными дизелями серий D08 и D20 мощностью 260–280 л. с. (соответствуют нормам EEV), автоматическими коробками передач и кондиционером в салоне. Новый удлиненный многоцелевой региональный вариант Regio C оборудован горизонтальным 390-сильным дизелем D2066LUH (EEV). MAN показал также перспективное низкопольное автобусное шасси 18.310HOCL с горизонтальным 6-цилиндровым газовым двигателем E2876LUH (EEV) мощностью 310 л. с. и автоматической коробкой передач. Запас сжатого природного газа перевозится в двух контейнерах с баллонами.
Mercedes-Benz показала короткий городской автобус Citaro К с 299-сильным дизелем (EEV), но ее главным достижением в этой области стало создание перспективного сочлененного автобуса Capa-City (8x4) вместимостью до 200 пассажиров с задней двухосной секцией, оснащенного двигателем ОМ-457hLA мощностью 354 л. с. (EEV).
Холдинг VDL представил новое городское семейство Citea модульной конструкции в одиночных и сочлененных исполнениях с ровным полом, укомплектованных дизельными двигателями мощностью 250–310 л. с. и автоматическими коробками передач ZF.
Новинкой холдинга Irisbus стала серия одиночных и сочлененных автобусов Citelis вместимостью от 80 до 180 пассажиров. В качестве силового агрегата на них используются двигатель IVECO Cursor-8 (245–380 л. с.) или 290-сильный газовый мотор (Евро-5).
На стенде Scania можно было познакомиться с семейством автобусных дизельных двигателей мощностью 230–480 л. с. (Евро-5, EEV), а также увидеть известные в России городские и пригородные автобусы OmniCity и OmniLink, оборудованные дизелями Евро-5.
Для своих перспективных автобусов компания Volvo работает над созданием новых видов силовых агрегатов. На салоне она показала 9,4-литровый мотор G9A (260–300 л. с.), работающий на природном газе, с четырьмя клапанами на цилиндр и системой EGR с катализатором. В гибридный силовой агрегат для городских автобусов, позволяющий сэкономить до 35 % топлива, входят новый 5-литровый дизель D5 мощностью 210 л. с., электромотор-генератор и автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач I-Shift.
Польская фирма Solaris серийно выпускает автобус Urbino 12LE CNG, оснащенный газовым двигателем MAN E2876 (310 л. с.). Также поляки представили сочлененный гибридный вариант Urbino 18, оборудованный 330-сильным дизелем Cummins и гибридным приводом фирмы Allison.
Швейцарская фирма Hess пошла еще дальше, разработав гибридный трехсекционный автобус LightTram длиной около 25 м, вмещающий 200 пассажиров. В павильоне он попросту не поместился, посетители довольствовались созерцанием макетов.
Полную экологическую чистоту среди новинок выставки пока обеспечивает только городской 100-местный автобус Van Hool A330FC (6x2) с двумя тяговыми электромоторами мощностью по 85 кВт, получающими электроэнергию от топливных элементов.
Салоны Busworld проводятся также в Индии, Китае, Турции и Нигерии, и их организаторы надеются, что в ближайшее время такие автобусные форумы состоятся и в России. Что ж, поживем — увидим... Может, они все-таки смогут сдвинуть с мертвой точки отечественное производство современных автобусов.