Новинки салона грузовиков в Амстердаме




Очередной крупнейший европейский салон грузовых автомобилей состоялся в октябре 2007 г. в Амстердаме, в 11 павильонах реконструируемого выставочного комплекса RAI на площади 87 тыс. м2. Официально он назывался 29-я Европейская выставка дорожного транспорта (The European Road Transport Show, TERTS). Главные выставочные площадки занимали ведущие европейские изготовители грузовиков, легких фургонов, пикапов, кузовов и прицепного подвижного состава, а основную массу из 350 экспонентов составили фирмы по выпуску комплектующих изделий и аксессуаров. За 9 дней работы салон посетило более 150 тыс. человек из 47 стран.

На Амстердамском салоне ясно просматривались скорректированные временем магистральные тенденции развития грузовиков. Сегодня достижение экологических требований Евро-4 с использованием системы избирательного каталитического восстановления SCR уже считается пройденным этапом. Более того, на повестку дня встает проблема соответствия силовых агрегатов не только перспективным нормам Евро-5, вступающим в силу с октября 2009 г., но и нормативу EEV (Enhanced Environmentally Vehicle) с пониженным вдвое содержанием углеводородов в обработавших газах. В стремлении к достижению этих стандартов крупнейшие изготовители грузовых машин продемонстрировали свои новые разработки: дизельные двигатели с впрыском сверхвысокого давления и рециркуляцией отработавших газов EGR, моторы, работающие на природном газе и на альтернативных видах топлива, гибридные силовые агрегаты и электропривод. Сохранились и прежние тенденции: борьба за мощность (в Амстердаме она достигла 680 л. с.) и экономичность, высокий комфорт кабин, снижение затрат на обслуживание.

Главным событием салона стало оглашение результатов конкурсов «Грузовик 2008 года» и «Фургон 2008 года». Эти титулы получили два новых семейства — тяжелые машины MAN серий TGS и TGX и сразу три модели легких фургонов, выпускаемых на заводе SEVEL во Франции (см. материал в начале нашего издания).

ИННОВАЦИИ И КОНЦЕПТЫ

Особенностью Амстердамского салона является присуждение «Приза за инновацию» — за самое передовое техническое решение в грузовой области. На этот раз приз получил городской автомобиль Hytruck C8HE «с нулевым выхлопом», созданный на шасси грузовика Mitsubishi Fuso Canter группой голландских фирм.

Источником энергии для Hytruck служат работающие на сжатом водороде топливные элементы мощностью 15–21 кВт и подзаряжаемые литий-ионные аккумуляторные батареи (25–50 кВт). Другое интересное решение Hytruck — использование двух тяговых электромоторов-генераторов мощностью по 30 кВт, встроенных в ступицы задних колес. Грузовик полной массой 7,5 т развивает скорость 85 км/ч и имеет запас хода 350–400 км.

К другим революционным инновациям можно отнести показанный на салоне развозной грузовик британской компании Modec из Ковентри. Он выпускается с марта 2007 г. и уже эксплуатируется в нескольких городах Европы. Это «абсолютно чистый» 2-тонный электромобиль, оснащенный энергоемкими натрий-никель-хлоридными аккумуляторами Zebra и тяговым электромотором с жидкостным охлаждением высокой мощности (102 л. с.). У машины рамное шасси, двухместная кабина с большим лобовым стеклом, независимая подвеска и электрогидравлический привод рулевого механизма. Запас хода равен 1600 км, максимальная скорость — 80 км/ч. Недостатков только два — слишком большая собственная масса (3,5 т) и высокая рабочая температура батарей (250–300 °С).

Компания DAF представила грузовик LF45 с гибридным приводом, состоящим из дизеля FR (объемом 4,5 л, мощностью 160 л. с.) с системой SCR, автоматизированной 6-ступенчатой коробки передач Eaton, электромотора-генератора и литий-ионных аккумуляторов.

Единственным концепт-траком на салоне оказалось коммунальное шасси Renault Hybrys (6х2), представлявшее фирменную концепцию Hybrys-Tech — городского грузовика будущего с новыми видами силовых агрегатов. Внешне автомобиль отличается новаторским дизайном с асимметричной передней панелью кабины и простым гармоничным интерьером, большой площадью остекления, мягкими линиями и сглаженными поверхностями.

Он оснащен дизельным двигателем DXi7 (320 л. с.), автоматизированной коробкой передач Optidriver+, тяговым электромотором-генератором и аккумуляторами. Выбор вида привода осуществляется электронной системой.

Еще одна интересная особенность машины — широкопрофильные шины Michelin размером 315/60 R 22,5 со сниженным на 9 % сопротивлением качению и уровнем шума всего 66 дБ(А) — на 13 % меньше, чем у обычной шины.

«ВАЛДАЙ» В АМСТЕРДАМЕ

Совершенным откровением на Амстердамском салоне оказалась неожиданная и по-русски необузданная реклама легких грузовиков Maxus британской компании LDV, принадлежащей холдингу «Группа ГАЗ». Реклама неотступно следовала за посетителями, смотрела буквально со всех щитов и с экранов видеомониторов, вкладывая в головы потенциальных покупателей уверенность, что за LDV стоят крупные финансовые средства, открывающие огромные перспективы. На стенде LDV можно было увидеть всю гамму автомобилей Maxus, но среди них угадывалось нечто знакомое… Да это же наш старый знакомый — грузовик «Валдай», под маркой LDV МХ100! Сразу же обрисовались тайные планы ГАЗа о внедрении своей продукции на западный рынок. Впрочем, это была лишь проба пера. «Валдай»-прототип отличался передней облицовкой в духе LDV, формой бампера, окраской кабины «металлик» и интерьером от серии Maxus. Пока на МХ100 стоит штатный дизель ММЗ Д-245, но потом на нем предполагается монтировать 3,0-литровый двигатель мощностью 150 л. с. (Евро-5) от западноевропейского производителя.

ЛЕГКИЕ ФУРГОНЫ И ПИКАПЫ

Многочисленное семейство легких грузовиков буквально на каждом стенде начиналось с небольших фургонов на базе серийных легковых машин. Среди них надо отметить несколько новинок, основой для которых послужили вседорожники Opel Mantara, Hyundai Tuscon и Chevrolet Captiva.

В Амстердаме впервые на всеобщее обозрение было представлено новое семейство компактных фургонов Citroёn Nemo, FIAT Fiorino и Peugeot Bipper, о которых стало известно лишь за три недели до открытия салона. Каждая из этих машин экспонировалась на своем фирменном стенде, которые были разнесены по разным павильонам. По заявлению изготовителей, это «принципиально новое семейство легких и комфортных городских машин, максимально приспособленных к современному миру».


Действительно, при столь короткой базе (2 513 мм) и приличной полезной нагрузке (610 кг) фургонам длиной около 3,9 м легче перемещаться по забитым автомобилями улицам крупных городов и найти место для разгрузки, а их экологически более чистый 1,4-литровый дизель с системой впрыска высокого давления (1 600 бар) расходует всего лишь 4,5 л топлива на 100 км.

На стенде Renault состоялась мировая премьера легкого фургона Kangoo Express, хотя он уже успел поучаствовать в конкурсе «Фургон года», где занял второе место. По сравнению с предшественником, он стал более обтекаемым, получил новые блок-фары, более высокий капот и солидный бампер с узкой воздухозаборной прорезью. В обновленной кабине смонтированы электрические стеклоподъемники, дополнительные вещевые емкости и стереофоническая аудиосистема.

Основным двигателем является экологичный дизель 1.5dCi мощностью 70, 85 и 105 л. с. с фильтром твердых частиц, обеспечивающим пониженное содержание CO2 в отработавших газах. Рядом с Kangoo демонстрировался его будущий силовой агрегат — 1,5-литровый 85-сильный биодизель, работающий на смеси натуральных масел с этанолом. Он обеспечивает снижение CO2 на 20 %, средний расход топлива 4,9–5,2 л/100 км и запас хода до 1 224 км.

Эффектная презентация нового развозного фургона Volkswagen явно не соответствовала уровню представшего в облаках искусственного пара автомобиля. Это был фургон Caddy Maxi — всего лишь удлиненный на 470 мм стандартный вариант Caddy. Его полезная нагрузка возросла на 70 кг, а вместимость грузового отсека — сразу на один кубометр (с 3,2 до 4,2 м3). К прежним наиболее мощным силовым агрегатам (102 и 105 л. с.) в гамме моторов Caddy прибавился 2,0-литровый дизель мощностью 140 л. с., разгоняющий фургон с места до 100 км/ч всего за 10,5 с и обеспечивающий максимальную скорость 186 км/ч.

Фирма Hyundai впервые в Западной Европе показала свой фургон Н300 с новым кузовом и внешней отделкой, новым 2,5-литровым дизелем мощностью 170 л. с. с изменяемой геометрией турбонаддува и системой EBS. Полезная нагрузка фургона — 1,4 т, вместимость — 4,3 м3.

Для городов серия IVECO Daily предлагается со 140-сильным газовым мотором (EEV).

Больше всего новинок оказалось на стенде Mercedes-Benz. Это полноприводный Vito Sport с 204-сильным дизелем V6 и новой трансмиссией с электронным управлением, Sprinter 316CNG с газовым силовым агрегатом и ESP, а также «эксклюзивный» высококомфортный Viano X-clusive с двигателями V6 мощностью 204 или 258 л. с. и автоматической коробкой передач.

Фургоны спортивного стиля с высококлассной комплектацией представили компании Opel и Ford — модели Vivaro Performance Concept и Transit Sport Van. По сравнению с Viano, мощность их двигателей вполне реальная — всего 140–146 л. с. На стенде Volkswagen нашелся еще один «концепт» Atacama, который
предполагается выпустить в 100 экземплярах. Это полноприводный грузопассажирский Crafter с 5-цилиндровым дизелем (164 л. с.), 6-ступенчатой коробкой, расширенными шинами и клиренсом 320 мм.

Менее обширной оказалась гамма пикапов. С натяжкой к новинкам можно отнести рестайлинговый полуспортивный Ford Ranger Wildtrak (4х4) со 143-сильным дизелем и наиболее полной комплектацией. После долгого перерыва в Амстердаме появилась компания Isuzu, экспонировавшая уже знакомые в других странах пикапы D-Max (4х2/4х4) с измененными облицовкой, блок-фарами и бампером, наиболее комфортным исполнением кабин (с навигационной системой), экологичными дизелями (136 или 163 л. с.) и автоматической коробкой передач.

Единственной мировой премьерой среди пикапов стал эффектный однотонный IVECO Massif (4х4) с диагонально установленными фарами. В разработке внешности автомобиля участвовала фирма Giugiaro. На самом деле он оказался усиленным рестайлинговым исполнением вседорожника Santana PS-10, история которого уводит к знаменитой модели Land Rover Series III. В отличие от испанского прототипа Massif оснащен дизелем F1C мощностью 146 или 176 л. с., 6-ступенчатой коробкой передач и широкопрофильными шинами.

 САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ — САМЫЕ ЧИСТЫЕ

В экспозициях тяжелых грузовиков чувствовалось почти маниакальное стремление к высочайшим достижениям по мощности, комфорту кабин, экологической чистоте. Впервые на салоне был представлен самый мощный в Европе 680-сильный седельный тягач TGX 18.680 — новый флагман компании MAN, завоевавший титул «Грузовик 2008 года». В конструкцию нового семейства IVECO Stralis, по результатам опросов 1000 дилеров и водителей, были внесены многочисленные изменения по агрегатам, комплектации кабин и снижению эксплуатационных расходов. Модель предлагается в 500 версиях и снабжается тремя типами более просторных аэродинамичных кабин с измененным стилем передней облицовки. Свои дизельные двигатели Cursor (310–560 л. с.), соответствующие нормам Евро-5, фирма оснащает турбонагнетателями с изменяющейся геометрией и системой SCR. При установке новых кабин на серию Trakker, она также приобрела почетной статус новинки.

Компания DAF также склоняется к системе SCR. Для двигателей FR и GR (4,5 и 6,7 л, 160–250 л. с.) избирательное каталитическое восстановление позволяет уже сегодня достичь норм Евро-5, которым в скором времени будет соответствовать и 13-литровый дизель МХ. Главной новинкой DAF стал седельный тягач CF85.460 с наиболее комфортной кабиной SpaceCab от серии XF105 (по заказу — с эффектными верхними угловыми фонарями).

В экспозиции Mercedes-Benz посетителей встречал магистральный 600-сильный седельный тягач Actros 2660LS в исполнении Truck’n’Roll в американском стиле «кантри». У него высокая кабина с двумя спальными местами, кожаной обивкой, двумя банкетками, холодильником, 17-дюймовым телемонитором и аудиосистемой с 9 динамиками. Бампер и защитная решетка из нержавеющей стали, 6-слойная внешняя окраска со специфической аэрографией. Серию Atego представлял вариант с двигателем Евро-5 с системой SCR, а в гамме Econic появился городской седельный тягач NGT1828 с 279-сильным двигателем, работающим на сжатом природном газе. Мотор, соответствующий нормам EEV (более жестким, чем Евро-5), обеспечивает снижение содержания CO2 на 20 % и полное отсутствие твердых частиц. Представленный на салоне вариант был оборудован макетным спальным отсеком на крыше кабины, снабженным затемненным П-образным окном, узким входным люком и одним диваном.

Шведская фирма Volvo отметила свое 80-летие презентацией седельного тягача FH в исполнении Anniversary Truck c кабиной Globetrotter XL в наиболее комфортном исполнении с измененной передней отделкой, 520-сильным дизелем D13А (Евро-5), автоматизированной коробкой передач I-Shift и новой «интеллектуальной» системой круиз-контроля I-Cruise, осуществляющей автоматическое регулирование скорости на спусках и подъемах. Компания Volvo активно работает над созданием альтернативных источников энергии. Она создала грузовик с гибридным приводом, а также испытывает опытные образцы силовых агрегатов, работающих на новом биологическом, синтетическом и водородном топливе, на природном газе, метаноле, этаноле, диметиловом эфире и их смесях.

У компании Scania мировой премьерой стало семейство 5- и 6-цилиндровых дизельных двигателей (9,3–12,7 л, 230–480 л. с.), соответствующих стандарту Евро-5, причем гамма мощностью 230–280 л. с. удовлетворяет и нормам EEV. Добиться этого позволили новая система впрыска XPI с рабочим давлением 2 400 бар, турбонагнетатель с изменяющейся геометрией и система рециркуляции отработавших газов EGR с поэтапным охлаждением. Это привело к появлению семейства грузовиков R400/R480 — самых мощных в мире машин в категории Евро-5. На 16-литровом дизеле V8 (Евро-5) пока используется система SCR. Для дорожных и строительных машин предназначена новая кабина G — промежуточная между сериями Р и R — с усиленной звукоизоляцией, в дневном и спальном вариантах, с тремя вариантами высоты.

 ГОЛЛАНДСКИЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Традицией Амстердамского салона является презентация новых голландских сверхтяжелых грузовиков, появление которых на этот раз было обусловлено в основном переходом на нормы Евро-5 и установкой автоматизированных коробок передач. Фирма Terberg объявила о создании специальных шасси 8х8 и 10х4 для перевозки нефтебурового и энергетического оборудования. Компания GINAF построила 50-тонный строительный самосвал Х5376Т (10х6) с 460-сильным двигателем DAF, тремя передними управляемыми мостами и тремя задними ведущими на новой гидропневматической подвеске HPVS с автоматическим регулированием высоты расположения шасси.