- Главная
- История создания
- Устройство автомобиля
- Функции автомобилей
- Классификация автомобиля
- Автомобили по типу топлива
- Высокоскоростные авто
- Гоночные автомобили
- Тюнинг автомобиля
- Самые ... автомобили
- Марки автомобилей
- Российские машины
- Иностранные машины
- Каталог автомобилей
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы
- Скутеры
- Статьи
- Карта сайта
- Обратная связь
Шины, сберегающие энергию

Расход топлива зависит от множества факторов, среди которых особое место занимают техническое совершенство двигателя и общее состояние машины, качество топлива, степень загрузки авто, стиль вождения и, конечно, установленные на автомобиль шины. Еще в 90-х гг. ведущими производителями шин были проведены тесты, в процессе которых измерялся коэффициент сопротивления качению и нагрев в соответствии со стандартом ISO 8767. Тесты показали, что этот коэффициент напрямую связан с расходом топлива. Только на сдвиг автопоезда с мертвой точки тратится более 15 % всего энергоресурса, необходимого для равномерного движения автомобиля. Однако магистральные тягачи с прицепами и полуприцепами для городских перевозок не используются, их стихия — трасса. В городе работают автомобили малой и средней грузоподъемности с относительно небольшим суточным пробегом, да и львиная доля заправленного в их баки топлива сгорает в пробках. Одним словом, чтобы получить максимальную отдачу от энергосберегающих шин, их необходимо использовать на междугородних и международных рейсах — стоя на месте, экономию не получить.
Итак, каждый производитель шин посчитал своим долгом разработать собственные технологии, которые помогают снизить сопротивление качению шины. Кроме того, исходя из тестов, были проведены расчеты и выведена примерная величина экономии при использовании так называемых энергосберегающих шин. Разумеется, все тесты проводились в идеальных условиях на ровных европейских дорогах, с соблюдением допустимых пределов загрузки автомобиля, скорости движения и давления в шинах. В таких условиях экономия от энергосберегающих шин оказалась весьма впечатляющей. Но обо всем по порядку. Чтобы понять, откуда берется экономия, необходимо разобраться, чем же эти уникальные шины отличаются от обычных, которые используются на подавляющем большинстве грузовых автомобилей, какие новые разработки применяют ведущие производители и какую экономию в результате получает владелец автопарка? За основу мы взяли информацию от лидеров рынка — компаний Michelin, Goodyear, Nokian и Continental.
КРЕМНИЙ ВМЕСТО УГЛЕРОДА
Новые технологии подразумевают использование качественно нового состава протекторной смеси. Однако в погоне за низким сопротивлением качению не следует забывать о таких важных характеристиках шин, как сцепление с дорожным полотном, особенно на мокрых поверхностях, а также устойчивость протектора к износу. Компания Michelin, например, использует в составе протектора кремний вместо технического углерода. Кремний получают путем переработки песков высокой степени чистоты. В результате новый материал обладает улучшенной сопротивляемостью резины разрывам и порезам. При производстве шин используют также синтетический эластомер и специальное химическое связующее вещество. В результате удалось снизить сопротивление качению более чем на 6 % по сравнению с предыдущими поколениями шин.
Другой известный производитель Goodyear в своих энергосберегающих шинах сочетает передовые разработки в области создания рисунка протектора и состава протекторной смеси. Здесь основной акцент делается на высокое содержание в резине силики. Громкое слово «силика», которое сначала воспринимается как уникальный материал, если заглянуть в словарь, также оказывается кремнием. Но правильный состав протекторной смеси — это лишь один из способов сэкономить топливо.
ВАЖНЫЙ РИСУНОК
Не менее важную роль играют конструктивные особенности шины и, в частности, рисунок ее протектора. Он обеспечивает пониженное сопротивление качению, меньший и более равномерный износ, хорошую управляемость и стабильность характеристик покрышек на мокрой дороге. Одним из главных способов снижения сопротивления качению является уменьшение глубины дорожек протектора. Вместе с тем пневматические шины выпускаются с большой глубиной протектора для того, чтобы по истечении первой жизни шины была возможность произвести нарезку протектора, тем самым увеличив пробег на 20–30 %. Таким образом, возникает противоречие между желанием экономить на топливе и экономить на покупке новых шин. Однако многим производителям удалось разрешить данное противоречие. Так, фирменная технология Michelin по нарезке и наварке нового протектора обеспечивает пневматическим шинам четыре жизни. При этом в процессе эксплуатации экономия топлива снижается к моменту первой нарезки, а после наваривания протектора в фирменном центре свойства восстановленной шины не отличаются от свойств новой.
А РЕАЛЬНА ЛИ ЭКОНОМИЯ?
Все преимущества очень красиво выглядят на бумаге, но насколько велика экономия в реальности? Как отражается изменение свойств состава и рисунка протектора на доходах перевозчика?
По данным компании Michelin, новое поколение шин Energy позволяет экономить до 2,3 л топлива на 100 км пробега. Если оценить экономию в рамках годового пробега 50 автомобилей автопарка в Европе, то сумма превышает € 50 000, что полностью окупает годовые затраты на шины.
Компания Goodyear приводит свои данные по экономичности новых шин. При пробеге в 150 000 км в год грузовой автомобиль может сэкономить € 1 350, если использовать шины серии Marathon LHS II и LHD II.
Шины Nokia с протектором Noktop при пробеге 100 000 км в год и расходе топлива 40 л на 100 км дают экономию горючего примерно 4 000 л, что в денежном выражении составляет около € 2 000–2 700.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ
Как показывают результаты тестов, применение энергосберегающих шин с низким сопротивлением качению позволяет экономить значительные средства. Даже если абстрагироваться от европейских и американских цен на топливо, качества дорог, состояния автомобилей и применить все данные к российским реалиям, скорее всего, экономия также будет существенной. Хотя было бы интересно увидеть результаты реальных тестов, проведенных в российских условиях эксплуатации. Новые технологии по снижению коэффициента сопротивления качению уже не один год прекрасно работают в Европе. В нашей стране им еще недостаточно доверяют — лучше использовать нечто старое, надежное, испытанное годами. Возможно, дело в некоторой пассивности и консервативности рынка. С другой стороны, экономия, как мы видим, налицо.
Мы рекомендуем купить комплект энергосберегающих шин для одного автомобиля, и если при вашем режиме эксплуатации резина позволит значительно снизить затраты на топливо, тогда можно переводить на энергосберегающие покрышки весь парк автомобилей. Заметим, что чем больше парк машин, тем ощутимее будет прибыль от применения шин.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Среди перевозчиков бытует мнение, что энергосберегающие шины есть не более чем маркетинговый ход. Все современные шины экономят топливо и отличаются по этому важному параметру на считанные проценты. Вообще расход топлива во многом определяет рисунок протектора шины. Чем рисунок грубее, тем колесу труднее вращаться, и тем больше расходуется на это энергии (читай — топлива). Чем рисунок равномернее и спокойнее, а глубина протектора меньше, тем ниже сопротивление качению и, соответственно, ниже расход топлива. И, наконец, самое главное — самый большой резерв экономии топлива скрыт в технике вождения автомобиля. Как показывает практика, если деньги за топливо идут из собственного кармана, то экономия горючего может достигать десятков процентов от принятой нормы.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
По словам Михаила Хранина, генерального директора ООО «КенигШина-Центр», энергосберегающими шинами, как показывает практика, российские автоперевозчики практически не интересуются. Причина проста. Во-первых, о них мало кто знает, во-вторых, для нашего перевозчика первостепенна низкая цена шин. Именно поэтому сегодня большим спросом пользуются восстановленные и даже б/у шины, а не ноу-хау резина. Лишь в серьезных компаниях просчитывают возможность получения прибыли от использования энергосберегающих шин.