Сцепление




Сцепление — первый узел трансмиссии, получающий вращение от коленчатого вала двигателя и передающий его первичному валу коробки перемены передач. Кроме того, сцепление нужно для кратковременного отделения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передачи и начала движения автомобиля.

Работа механизма сцепления основана на использовании сил трения. Механизм сцепления состоит из двух дисков, во время вращения разделяемых и соединяемых, — ведущего и ведомого. Ведущий диск закреплен на коленчатом валу двигателя, а ведомый — на ведущем валу коробки перемены передач. Диски пружинами прижимаются друг к другу, при возникающей между ними силе трения они превращаются в одно целое и вращение передается от двигателя ведущему валу коробки передач.

В автомобилях применяется сухое, постоянно замкнутое сцепление. «Сухое» — потому, что для полноценной передачи вращения соприкасающиеся поверхности дисков должны быть сухими. «Постоянно замкнутое» — ведущий и ведомый диски всегда прижаты друг к другу и разделяются только на момент переключения передачи или торможения автомобиля.

Водитель, нажимая на педаль сцепления, воздействует на так называемую вилку выключения сцепления, которая отводит ведомый диск от ведущего и передача вращения прерывается. В этот момент можно свободно переключить передачу, потому что шестерни в коробке передач не воздействуют друг на друга и их легко вывести из зацепления. Можно притормозить или полностью остановить автомобиль, и двигатель не заглохнет, потому что трансмиссия — приводимый во вращение привод к ведущим колесам — отсоединена от двигателя. Когда же водитель отпустит педаль, то под воздействием возвратных пружин все детали привода, в том числе и диски, займут первоначальные позиции.