- Главная
- История создания
- Устройство автомобиля
- Функции автомобилей
- Классификация автомобиля
- Автомобили по типу топлива
- Высокоскоростные авто
- Гоночные автомобили
- Тюнинг автомобиля
- Самые ... автомобили
- Марки автомобилей
- Российские машины
- Иностранные машины
- Каталог автомобилей
- Легковые автомобили
- Грузовые автомобили
- Мотоциклы
- Скутеры
- Статьи
- Карта сайта
- Обратная связь
Радиатор

Радиатор — часть системы охлаждения работающего двигателя, температура в цилиндрах которого поднимается выше 2000°С, а средняя составляет 800-900 градусов. Система охлаждения не только отводит излишки тепла от узлов и деталей двигателя, — это только часть ее назначения, правда главная часть.
В холодное время года система охлаждения служит и для ускорения прогрева холодного двигателя, когда в нее перед пуском двигателя может заливаться нагретая охлаждающая жидкость. От нагретой жидкости испытывающие нагрузку и трение детали нагреваются, расширяются в объеме, и таким образом уменьшается возможность их заклинивания при пуске остывшего двигателя и последующем взаимодействии. Одновременно разогревается, обретая лучшую текучесть, масло, смазывающее трущиеся детали двигателя и трансмиссии. И это вторая часть роли, которую играет система охлаждения.
Охлаждающая жидкость, проходя по рубашке охлаждения двигателя, нагревается и попадает в радиатор. Радиатор ее охлаждает за счет встречного потока воздуха, создающегося при движении автомобиля, или с помощью вентилятора. Для того чтобы охлаждение воздухом было эффективным, в конструкции радиатора имеется множество трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость, и металлических «перепонок» между ними, забирающих тепло у трубок и образующих большую площадь поверхности охлаждения. Три-четыре ряда латунных или алюминиевых трубок, соединяющих два бачка (верхний и нижний), — это и есть общий вид радиатора.
Перед радиатором некоторых марок автомашин ставятся жалюзи створчатого типа, нужные для регулирования количества воздуха, проходящего через радиатор, или, говоря иначе, для изменения интенсивности обдува радиатора встречным потоком воздуха. В холодное время года интенсивность минимальна, и створки закрываются, в теплое время — открываются.
Расширительный бачок — приспособление, необходимое для компенсации изменения объема и давления охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении. Нагреваясь при работе двигателя, охлаждающая жидкость увеличивается в объеме, и ее избыток выдавливается в расширительный бачок; при охлаждении объем жидкости уменьшается, но за счет запаса в расширительном бачке автоматически доводится до нормы. Расширительный бачок соединен с радиатором; между ними и происходит циркуляция жидкости при изменении объема жидкости в системе.
У современного радиатора нет заливной горловины, и охлаждающая жидкость попадает в него через расширительный бачок. Пополнение запаса жидкости, теряющейся при испарении или в результате утечки, производится через отверстие в расширительном бачке.