Тормозная система




Тормозная система состоит из двух частей. Одна часть замедляет движение и останавливает автомобиль (рабочая тормозная система). Другая часть (стояночная тормозная система) удерживает автомобиль от самопроизвольного движения во время стоянки. Рабочая тормозная система начинает действовать после нажатия водителем на педаль тормоза, помещенную в полу салона автомобиля. Усилие через трубки с тормозной жидкостью передается на тормозные устройства всех колес.

Стояночная тормозная система применяется не только во время стоянки автомобиля, но и для предотвращения скатывания автомобиля назад при попытке стронуть его с места на подъеме. С помощью рычага стояночного тормоза, расположенного между передних сидений автомобиля, водитель рукой может управлять тормозными механизмами задних колес. Обратиться за помощью к рычагу стояночного тормоза нужно потому, что перед тем как включить первую передачу и попытаться стронуть автомобиль с места, водитель правую ногу удерживает на педали «газа», левую — на педали сцепления, и освободиться от тормоза можно только рукой. А ослабить «ручной» тормоз можно только в момент старта, иначе автомобиль поедет назад по склону.

Рабочая тормозная система включает в себя трубки, заполненные тормозной жидкостью (привод тормозов), и тормозные устройства колес. Привод тормозов нужен для передачи через жидкость усилия ноги водителя от педали тормоза к тормозным устройствам.

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, движение через шток передается на поршень главного тормозного цилиндра. Давление жидкости, на которую давит поршень, от главного цилиндра по трубкам передается ко всем колесным тормозным цилиндрам, заставляя выдвигаться их поршни. Ну а они, в свою очередь, передают усилие на тормозные колодки, которые и осуществляют основную работу тормозной системы.

Тормозные механизмы делятся на барабанные и дисковые. На отечественных автомобилях барабанные тормозные механизмы применяются на задних колесах, а дисковые — на передних. Но могут применяться только барабанные или только дисковые тормоза на всех четырех колесах.

Барабанный тормозной механизм состоит из тормозного щита, тормозного цилиндра, двух тормозных колодок, стяжных пружин, тормозного барабана.

Тормозной щит жестко крепится на балке заднего моста автомобиля, а на щите, в свою очередь, закреплен рабочий тормозной цилиндр. При надавливании на педаль тормоза поршни в цилиндре расходятся и начинают давить на верхние концы тормозных колодок. Колодки в форме полуколец прижимаются своими накладками к внутренней поверхности круглого тормозного барабана, который при движении автомобиля вращается вместе с закрепленным на нем колесом. Торможение колеса происходит за счет сил трения, возникающих между накладками колодок и барабаном. При прекращении давления на педаль тормоза стяжные пружины оттягивают колодки в первоначальное положение.

Дисковый тормозной механизм состоит из суппорта, одного или двух тормозных цилиндров, двух тормозных колодок, тормозного диска.

Суппорт закреплен на поворотном кулаке переднего колеса автомобиля. В нем находятся два тормозных цилиндра и две тормозные колодки. Колодки с обеих сторон «обнимают» тормозной диск, который вращается вместе с закрепленным на нем колесом.

При нажатии на педаль тормоза поршни выходят из цилиндров и прижимают тормозные колодки к диску. После того как водитель отпустит педаль, колодки и поршни возвращаются в первоначальное положение.

Чтобы включить стояночный тормоз («ручник»), нужно его рычаг, находящийся в салоне, рядом с сиденьем водителя, поднять до упора. При этом натягиваются два троса, один из которых притягивает тормозные колодки задних колес к барабанам. Рычаг для надежности автоматически фиксируется в верхнем положении защелкой. Таким образом автомобиль удерживается на месте.