Принцип работы




Автомобиль во многом похож на живое существо. Орган передвижения — колеса, кожа — кузов, пища — бензин, сосуды — бензопровод, нервы — электропроводка… Можно долго перечислять, находя всё новые и новые аналоги частей тела организма из крови и плоти узлам и деталям механизма из металла и пластика. И, как и у организма, все узлы и детали автомобиля постоянно находятся во взаимодействии и, когда исправны, действуют весьма согласованно. Так какие же «органы» составляют «тело» автомобиля и как из разнообразного их действия в результате получается ровное и послушное воле человека движение?

Всё движение начинается в двигателе. Бензин сгорает в его цилиндрах, полученную тепловую энергию мотор преобразует в механическую, приводя в движение поршни, вращающие коленчатый вал. Затем очередь трансмиссии, состоящей из узлов, передающих вращение колесам. Такое приспособление, как сцепление, позволяет разъединять вращающиеся части двигателя и трансмиссии и вновь плавно их соединять. Это необходимо для манипуляций с шестернями в коробке перемены передач, потому что когда они крутятся, передавая усилие от двигателя, их переключить (ввести в зацепление или вывести из него) нельзя. Карданная, главная передачи и дифференциал нужны для изменения вращения по направлению и по величине: говоря проще, цель для вращения — колеса, стоящие далеко от двигателя и по сторонам, и, чтобы вращению дойти до них, ему нужно пройти через несколько передаточных узлов, меняющих его направление. Частота вращения уменьшается по мере удаления от двигателя, но при этом увеличивается тяговое усилие вращающейся детали.

Итак, трансмиссия донесла вращение до ведущих колес, входящих в такой узел автомобиля, как ходовая часть. Ходовая часть большинства легковых автомобилей нужна для непосредственного передвижения машины, но не как придется, а с некоторыми удобствами, и содержит сами колеса с резиновыми надувными шинами и подвески с амортизаторами, ослабляющими тряску при езде по неровной дороге. Движение автомобиля началось. Рулем и тормозами (механизмы управления) корректируются направление и скорость движения, световыми и звуковыми сигналами (электрооборудование) обозначаются предполагаемые действия и предупреждаются окружающие, а шофер сидит на сиденье, пристегнувшись ремнем безопасности (элемент дополнительного оборудования). Всё это помещается в кузове автомобиля.